Авиапрому нашли нового куратора

В Минпромторг назначили нового замминистра

На должность замглавы Минпромторга, курирующего авиапромышленную отрасль, будет назначен Геннадий Абраменков, который ранее работал главным конструктором и гендиректором калининградского предприятия «Факел» (входит в «Роскосмос»). Об этом «Эксперту» рассказали три источника, знакомых с предстоящим назначением. Об уходе нынешнего профильного зама по авиапрому Олега Бочарова в начале года сообщали источники РБК и «Интерфакса». По их данным, Бочаров перейдет на работу замглавы ОАКа.

На должность заместителя руководителя Минпромторга, курирующего авиационную отрасль, будет назначен Геннадий Абраменков, бывший генеральный директор калининградского предприятия «Факел» (входит в «Роскосмос»). Об этом «Эксперту» рассказали три источника, знакомых с предстоящим назначением. Назначение состоится в ближайшее время, уточнил собеседник в аппарате правительства.

Геннадию Абраменкову 39 лет. Он родился в городе Рудном республики Казахстан, вырос в Старом Осколе. В 2008 году окончил Государственный университет управления по специальности «Менеджмент организации», в 2017-м — Московский Авиационный Институт (МАИ) по специальности «Авиастроение». В авиационной и космической отрасли работает более 15 лет. Первым местом его работы был завод «ОДК-Кузнецов», который специализируется на разработке и производстве газотурбинных и ракетных двигателей, в том числе двигателей в интересах боевой авиации.

Несколько лет Абраменков работал в госкомпании «Вертолеты России», затем — в госкорпорации «Роскосмос», где прошел путь от аналитика до директора департамента сертификации, стандартизации и лицензирования. С 2021 по июль 2024 гг. Абраменков руководил калининградским «Факелом», который занимается разработкой электроракетных, термокаталитических двигателей. Всего на орбиту запущено более 700 космических аппаратов (КА) с продукцией ОКБ «Факел». Абраменков включен в кадровый резерв «Роскосмоса» и оборонно-промышленного комплекса России.

«Под его руководством на „Факеле“ были разработаны двигатели для космических аппаратов, реализованы инвестпроекты по развитию и обеспечено стабильное финансово-экономическое состояние компании», — сообщил источник «Эксперта», близкий к Минпромторгу.

«Эксперт» обратился за комментарием в пресс-службу Минпромторга.

Уход Олега Бочарова часть отраслевых экспертов связывают со срывом программы гражданского авиастроения, часть — с его личными амбициями уйти в корпоративный сектор. Поставки импортозамещенных самолетов МС-21 и Superjet-100 были сдвинуты на 2026 г. Поставки легкого многоцелевого самолета «Байкал» также ожидаются теперь только в следующем году. Согласно первоначальному варианту принятой летом 2022 г. «Комплексной программы развития авиационной отрасли до 2030 года», поставки МС и «Байкалов» должны были начаться в 2024 г., Superjet — в 2023 г.

В преддверии Восточного экономического форума (ВЭФ) в сентябре 2024 г. президент Владимир Путин выразил недовольство постоянной сдвижкой сроков по «Байкалу». «Нам нужен самолет региональный. Но, послушайте, вот (вице-премьер России. — „Эксперт“) Трутнев Юрий Петрович докладывал, да и я, собственно, знаю из других источников: мы откладываем и откладываем всё вправо и вправо строительство и появление этого регионального, так нужного нам самолета», — отчитывал президент правительство на совещании в прошлом году.

Перед Абраменковым в качестве заместителя главы Минпромторга в первую очередь будут стоять задачи, связанные с формированием и исполнением госпрограммы развития авиаотрасли до 2030 г. (КПГА), участием в нацпроектах, то есть то, что касается стратегических документов развития, считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Второе направление — это непосредственно проекты в рамках гособоронзаказа как в условиях СВО, так и после ее окончания. Третье — это тематика гражданского авиастроения. Мы видим, что необходимо координировать усилия игроков отрасли. Взаимодействовать как с другими ФОИВами, так и с бизнесом из других (не авиапромышленных) отраслей, когда речь идет о реализации столь масштабных проектов, как создание новых образцов техники», — отмечает Пантелеев. Во времена СССР при создании новых самолетов в кооперацию включались «тысячи подрядчиков» из разных отраслей экономики, вспоминает он. Сегодня многие вопросы решаются в периметре госкорпорации «Ростех», но далеко не все предприятия, участвующие в создании самолетов, входят в нее. «Координация тут будет нужна вплоть до ручного управления», — признаёт эксперт.

Кроме того, Абраменков мог бы способствовать более тесной интеграции авиапромышленной и космической отраслей, которые хоть и являются смежными, но на уровне стратегического управления Минпромторг сегодня не занимается космическими программами, заключает Пантелеев.

По словам главного эксперта ГосНИИ ГА Федора Борисова, задачами нового замминистра станут оценка состояния проектов в сфере гражданской авиации, а также координация разных подотраслей, задействованных в этих проектах: самолетостроения, двигателестроения, приборостроения. «От замминистра потребуется глубокая вовлеченность в процессы внутриотраслевой кооперации», — уточнил Борисов.

Источник: https://expert.ru