В России будут развивать суверенный автопром: Путин сказал
Выступая на Петербургском Международном Экономическом Форуме российский президент признал критические проблемы в автопроме и призвал правительство найти пути их решения
Выступления Владимира Путина на ПМЭФ, посвященное будущему российского автопрома, ждали все – как причастные к отрасли, так и простые обыватели. Ведь на него (автопром), так или иначе, завязана вся отечественная промышленность – от металлургов до нефтяников. А зарубежные партнеры, пришедшие на российскую землю строить автозаводы и нести новые технологии, оказались ненадежными. Они решили переждать лихие времена и на всякий случай, от греха подальше, остановили конвейеры. В результате российский авторынок, на 2/3 занятый иностранными компаниями, попросту рухнул, а вместе с ним, как карточный домик, посыпалась и вся отрасль. Итог печальный. Работники автозаводов и их поставщиков сидят дома – кто за 2/3 оклада, а кто просто так. Цены на новые и подержанные машины взлетели до небес. Покупатели от такой ценовой вакханалии разбежались кто куда, и теперь не заманить их в автосалоны даже щедрыми скидками, которые, к слову, не сильно улучшают нерадостную картину отечественного авторынка, когда цены на один и тот же кроссовер в России и Китае отличается в два раза. В общем система, на которую делали ставку в нашем правительстве, разрабатывая всевозможные СПИКи, строя дорожные карты локализации комплектующих, а также вводя пошлины и утилизационные сборы для защиты местных производителей от дешевого подержанного импорта, сломалась. И концепцию развития автопрома нужно создавать заново. Как российскому автопрому (а точнее тому, что от него осталось) развиваться в новых условиях, и должен был рассказать Владимир Путин на ПМЭФ. Но гора в очередной раз родила мышь. Кроме описания текущей критической ситуации в отрасли и пространных лозунгов, ничего нового мы не узнали. Главный посыл – необходимость создания независимого российского автопрома: «Наука, технологии, инженерные центры — вот чем нужно заниматься. Тогда независимость наша будет абсолютно реальна и будет стоять на прочной базе, будет иметь собственный фундамент, прочное основание» - заявил президент. Какой глубокий смысл вложил президент в эти слова – понятно. Но как это реализовать на практике? Импортозамещение у нас не получилось, поскольку вся локализация делалась руками тех же зарубежных компаний, которые сейчас просто саботируют производство. Теперь мы будем развивать технологический суверенитет, но от замены слов суть не меняется. Ведь даже Китай не способен все делать сам в автопроме, да и в эпоху глобализации это и не нужно – что, кстати, признал и сам президент. Идти по пути СССР, когда автозавод был производством замкнутого цикла? Это ресурсоемко, дорого и неэффективно. Хотя и суверенно. За годы и даже десятилетия мы так не смогли запустить в производство отечественный автомат или современный легковой дизель, не говоря уже про серийные электрокары. И это когда для этого были все возможности! Сейчас же российское станкостроение убито, а закупить оборудование в Японии, Европе или США нам не дадут. При этом «нет времени на раскачку», так что решить эту задачу чиновникам предлагают всего за два с половиной месяца: «Необходимо до 1 сентября разработать и утвердить обновлённую стратегию развития автомобильной промышленности с учётом сегодняшних реалий. И конечно, её ключевым элементом должно стать наличие у России собственных критических технологий и производств, причём их уровень должен обеспечить глобальную конкурентоспособность нашей отрасли в целом» – дал наказ правительству президент. Что предложит наше правительство – даже интересно. Подождем сентября.