ПЯТИЛЕТОК НЕ БУДЕТ: РОССИЯ ДОЛЖНА ПОВТОРИТЬ КИТАЙСКИЙ РЫВОК, НО БЫСТРЕЕ
Депутат Государственной думы Олег Савченко, представляющий парламентский комитет по финансовому рынку, предложил направить масштабные инвестиции в развитие промышленного сектора русской экономики. Это весьма дельное предложение, ведь без масштабных вложений в индустрию говорить о качественном, структурном изменении национального хозяйства России нельзя. Кроме того, без увеличения денежной накачки промышленности наша экономика попросту не выйдет на траекторию устойчивого роста, а разговоры об импортозамещении так и останутся разговорами. Для того чтобы победить своего противника, нужно чётко понимать, какие цели он ставит перед собой. В экономической войне против России Вашингтон особо своих намерений не скрывает и говорит о них прямо, не таясь. 6 апреля текущего года президент США Джозеф Байден в качестве основной задачи назвал сдерживание роста нашего национального хозяйства. Дословно: Американцам нужно задушить возможности России и её экономики расти. Соответственно, совершенно логичным представляется взятие курса на интенсификацию роста именно в передовых отраслях. Но, увы, не всё так просто.
Проблемы нарастают, решения запаздывают
Несмотря на отмену бюджетного правила, снижение ставки рефинансирования, одобрение ряда целевых программ, запрета на вывод капиталов за рубеж и иные прогрессивные шаги правительства Михаила Мишустина, на развитие индустрии и её высокотехнологичных сфер пока не выделяется достаточного объёма средств. Монетизация отечественной экономики остаётся на низком уровне, хотя, как подтвердил в недавнем интервью Владимир Путин, инструмент целевой эмиссии Центрального банка себя полностью оправдал во время коронакризиса 2020 года. Государство не спешит перейти в мобилизационный режим. Между тем, как отмечают эксперты, проблемы надвигаются очень и очень серьёзные. Для 1/5 предприятий юга России зависимость от импорта носит критический характер. Особенно острую нехватку комплектующих испытывает автопром. В январе – апреле 2022 года, по данным Росстата, выпуск автомобилей упал на 47,4% в сравнении с аналогичным периодом 2021-го. И это ещё учитывая первые два доспецоперационных месяца года. Безусловно, инвестиции в развитие производства и закупку критического импорта нужны были вчера. Однако время для перестройки всё же есть. Главное – не тормозить, а у нас это, к сожалению, любят. Здравый голос раздался от законодательной ветви власти. Депутат Государственной думы России, заместитель председателя комитета по финансовому рынку Олег Савченко публично выступил за резкое увеличение финансирования нашей индустрии в условиях нарастающего санкционного давления со стороны коллективного Запада. Я убеждён, что нужно прикладывать все усилия, чтобы наши программы, инвестиции и бюджет были ориентированы именно на российское производство. При этом нужно очень тщательно рассматривать программы, которые предлагают зарубежные страны – в частности, Китай. Чтобы не было ситуации, при которой мы свой бюджет будем распределять в пользу другой страны и создавать рабочие места для её граждан. Сейчас важно оценить, насколько нам необходимы товары китайского производства, чтобы это не было в ущерб российской промышленности. Кроме того, нам нужно создавать программы, которые бы стимулировали создание полноценного производства на территории России. Для этого надо ставить условия того, чтобы вся конструкторская и технологическая документация, IT-технологии были на территории России, – заявил парламентарий.
Наиболее перспективными отраслями для оказания государственной поддержки видятся станкостроение, радиоэлектроника и транспортное машиностроение. Тем более у нас есть в общем и целом неплохая база для этих сфер, доставшаяся нам с советского периода. В середине 1980-х СССР занимал одно из первых мест в мире по производству металлорежущих станков, производственный суверенитет в данном вопросе был обеспечен, по словам экс-министра станкостроения Николая Паничева, на 94%. На сегодня ситуация попросту удручающая: мы аккумулируем около 0,5% международного рынка, в то время как Япония – 16%, Германия – 18%, Китайская Народная Республика – 24%. Станков остро не хватает даже для внутреннего потребления, не говоря об экспортном потенциале. С радиоэлектроникой тоже всё печально. Есть лишь зеленоградское предприятие "Микрон", но оно способно выпускать процессоры 130-90 нм, в то время как русские производители испытывают потребность в микросхемах 28, 14-12, 7-5 нм. Несколько лет назад важность этой проблемы осознал Китай, начав буквально сметать специалистов с Тайваня, предлагая им баснословные деньги. Теперь китайцы реально догнали и своих соперников с сепаратистского острова, и японцев, и американцев, и корейцев. У нас над поднятием отрасли лишь думают. Правда, последние новости слегка обнадёживают. Министерство экономического развития, курируемое первым заместителем председателя правительства Андреем Белоусовым, подготовило проект системы отраслевого госплана по микроэлектронике. Посмотрим, что из этой инициативы выйдет, но Андрей Рэмович – хороший специалист, а потому повод для оптимизма есть. Что касается транспортного машиностроения, хватает и опыта, и базы, но всё так же нет значительного числа технологий. Это касается и авиастроения, о чём Первый русский телеканал Царьград уже писал ранее, и выпуска железнодорожного транспорта.
Что с того?
Для купирования проблем необходимо наладить выпуск необходимых комплектующих на территории России и сделать это как можно быстрее, профинансировав ввоз технологий из дружественных или нейтральных стран Азии. Особенно стоит отметить, что транспортное машиностроение даёт огромное число рабочих мест, поэтому ему следует уделить как можно больше внимания, иначе придётся решать серьёзные социальные проблемы. На протяжении 30 лет мы жили в либеральной парадигме "мирового разделения труда", где нашей стране отводилась роль сырьевого придатка "золотого миллиарда". Сколько слов было сказано либеральными монетаристами с университетских кафедр и высоких трибун о вреде "автаркии" и "протекционизма". По итогу оказалось, что из-за этой демагогии Россия потеряла много времени, которого так не хватает сейчас для закрытия наиболее проблемных и болезненных участков.