Михаил Мишустин принял участие в VIII конференции «Цифровая индустрия промышленной России»

Председатель Правительства принял участие в пленарной сессии на тему «Цифровая независимость промышленной России» и осмотрел выставку новейших разработок российских компаний.
Конференция «Цифровая индустрия промышленной России» является ключевой площадкой для диалога представителей бизнеса и власти по вопросам цифровой трансформации общества и ключевых отраслей экономики. Конференция входит в пятёрку крупнейших мероприятий в области цифровой экономики в России.

В этом году «ЦИПР» проходит с 31 мая по 2 июня, вновь объединив в себе бизнес-форум и выставочное пространство, где компании представляют свои новые разработки и концептуальные решения.
Деловая программа конференции разделена на пять тематических треков, каждый из которых посвящён отдельным аспектам цифровизации: «ЦИПР. Цифровая независимость», «ЦИПР. Индустрия», «ЦИПР. Бизнес», «ЦИПР. Обратная сторона технологий», «ЦИПР. Разработка».

Пленарное заседание «ЦИПР-2023» посвящено результатам работы индустриальных центров компетенций, образованных по итогам конференции прошлого года. В рамках заседания представители бизнеса и государства обсудят перспективы и вызовы в развитии российского ПО, а также пути достижения автономности российской промышленности.

Стратегическими партнёрами «ЦИПР-2023» выступают госкорпорации «Ростех», «Росатом» и компания «Ростелеком». Мероприятие проходит при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России, правительства Москвы и правительства Нижегородской области.

Из стенограммы:

М.Мишустин: Добрый день, дорогие друзья! Уважаемые коллеги!

Рад всех вас приветствовать здесь, в Нижнем Новгороде. В регионе с крупными производствами, с развитой индустрией информационных технологий.

Мы сегодня собрались на важнейшем отраслевом мероприятии. Роль цифровых решений в современном мире сложно переоценить. Они прочно вошли во все сферы деятельности человека и, безусловно, имеюет ключевое значение для промышленного сектора.

Чтобы идея воплотилась в готовый высококонкурентный продукт, нужны мощные платформенные решения – от систем автоматизированного проектирования до специального софта робототехнических комплексов. Без собственного программного обеспечения нет будущего.

Это подтвердило и введение санкций, когда крупные международные компании, много лет продвигающие свои информационные технологические разработки, ушли с российского рынка и предприятия в один момент остались без привычных для них зарубежных решений.

В мире идёт жёсткая конкуренция за обладание высокими технологиями. По сути, это вопрос национальной безопасности.

Главой государства поставлена задача достичь технологической независимости от иностранного программного обеспечения, для чего необходимо построить сильную ИТ-отрасль, которая способна создавать высококлассные цифровые решения под конкретные задачи производителей. Это и есть основа промышленного суверенитета. Необходимый опыт, научный потенциал, ресурсы у нас имеются. Нужно только активнее их использовать.

Для стимулирования разработок новых продуктов и их внедрения на предприятиях запущен целый ряд специальных инструментов, в том числе налоговый манёвр, адресные пакеты мер поддержки, льготные программы кредитования, специальные гранты. Они предоставляются по поручению Президента. И на данный момент все значимые субсидии полностью переведены в цифровой формат и стали ещё доступнее для бизнеса.

Сейчас мы планируем облегчить нашим разработчикам доступ к контрактам государственных компаний – крупных отраслевых заказчиков. Для этого они должны получить статус системно значимых, тогда смогут работать без конкурсных процедур. Соответствующий законопроект уже внесён в Государственную Думу.

Ещё одна мера. Мы рассматриваем инициативу, которая вводит обязательные отчисления для организаций за использование зарубежного программного обеспечения – до момента перехода на отечественные решения. Половина этой суммы может направляться на грантовую поддержку российских ИТ-компаний. За счёт второй части станет формироваться залоговая масса для их льготного кредитования.

В настоящее время промышленностью взят уверенный курс на внедрение российского программного обеспечения. В прошлом году спрос на отдельные отечественные программные продукты, по экспертным оценкам, увеличился в 10–12 раз. Нет сомнений, что он станет и дальше расти.

Это серьёзный вызов для компаний – разработчиков софта. Сегодня в России их аккредитовано более 22 тыс. И они активно перестраивают свою деятельность с учётом текущих реалий.

Что касается программистов, то их численность по сравнению с прошлым годом увеличилась на 13%. В целом сейчас в стране работает свыше 740 тысяч человек.

Ситуацию в отрасли ярко характеризует объём реализации собственных решений и услуг, который вырос почти на четверть – примерно до 2,2 трлн рублей. Это хороший тренд.

В прошлом году мы собирались здесь и подробно обсуждали запросы промышленности на инновации и сквозные технологии, в том числе для искусственного интеллекта, кибербезопасности больших данных.

Отмечу, что нам удалось запустить и отладить деятельность индустриальных центров компетенций, так называемых ИЦК. Это новый механизм взаимодействия отраслей и компаний в сфере информационных технологий. Его идея заключается в объединении усилий крупных заказчиков и опытных разработчиков. Это был первый в своём роде настолько масштабный опыт совместной работы государства и бизнеса – государственно-частного партнёрства.

Всего на данный момент уже действуют 33 таких консорциума, куда вошли более 300 ведущих отраслевых компаний и 700 профильных экспертов. Они были сформированы по всем ключевым направлениям, в том числе в автопроме, авиастроении, железнодорожном машиностроении, металлургии, нефтегазовом комплексе и нефтехимии. Их основная задача – найти все области, где есть критическая зависимость от зарубежных цифровых продуктов, и установить ясные приоритеты по созданию и внедрению российского программного обеспечения.

В целом по всем отраслям выявили более тысячи иностранных решений, напрямую влияющих на стабильность производственных процессов. Но лишь шестая часть не имела отечественных аналогов совсем. Конечно, важно было найти им достойную замену уже в ближайшее время. По наиболее востребованным технологическим направлениям организована разработка универсального софта. Прежде всего она касается средств управления жизненным циклом изделия, инструментов инженерного анализа, систем управления производством, цифрового проектирования, виртуальных испытаний. Сегодня, кстати, мы очень много качественных примеров видели на стендах. И всё это серьёзные сквозные решения, которые не должны уступать западным аналогам. Устойчивое развитие промышленных компаний по всей стране зависит от эффективности такого системного подхода. Мы уже видим первые практические результаты.

Всего было одобрено более 160 таких проектов. Их общая стоимость превышает 210 млрд рублей. И только 10% этой суммы финансируется за счёт федеральных грантов. Остальные инвестиции – это собственные средства предприятий, что стало существенным вкладом в формирование задела и дальнейшее развитие российской промышленности.

Хочу отдельно поблагодарить руководителей таких компаний за пример технологической ответственности бизнеса. Многие из них сегодня присутствуют в зале. Уверен, что мы вместе добьёмся поставленных Президентом целей и сделаем нашу экономику сильнее.

Отмечу, что за время работы центров компетенций и входящих в них заказчиков уже появились лидеры. Но есть и отстающие. Назову отрасли. Это фармацевтика, торговля, пищевая и перерабатывающая промышленность, растениеводство. Несмотря на то что мы поддержали их проекты ещё в прошлом году, реализацию пока не увидели, она не началась. Более того, даже не подписаны соглашения на предоставление грантов этим организациям.

Искренне удивляет пассивная позиция некоторых крупных промышленников. Они, видимо, считают, что проживут на зарубежных решениях долгие годы.

Коллеги, давайте без иллюзий: отсидеться не получится. Необходимо сформировать актуальный ландшафт ИТ-продуктов, запустить рейтингование проектов и компаний по степени готовности и достигнутым результатам.

В декабре для мониторинга работы по импортозамещению программного обеспечения Правительство подписало ряд соглашений с государственными корпорациями о развитии высокотехнологичных направлений. Для каждого из таких документов сформированы «дорожные карты». Они включают все необходимые мероприятия, реализация которых позволит, сокращая число иностранных решений в ключевых отраслях экономики, наращивать долю отечественных, а к концу десятилетия – достигнуть 90-процентного замещения.

Следующий рубеж, более сложный, – переход на отечественное «железо». А оно, очевидно, без российского ПО работать не будет.

Коллеги!

Мы не должны идти по пути слепого копирования западных решений. Необходимо развивать собственные конкурентные преимущества в тех областях, где Россия выступает технологическим лидером либо где есть задатки этого лидерства.

Президент поручил Правительству внести в национальные проекты и государственные программы ряд изменений. Они касаются внедрения технологий искусственного интеллекта в каждую отрасль экономики и социальную сферу. Пока процент их проникновения невелик – в пределах 20%, считали специалисты. Очевидно, что в лидерах здесь – аэропорты, железнодорожное машиностроение, игровые сервисы. Если у импортного программного обеспечения, которое мы хотим заместить, есть функции с искусственным интеллектом, то их необходимо изучать и использовать. Упустим момент сейчас – велик риск сделать ПО, которое к моменту его выхода на рынок будет уже устаревшим и неконкурентоспособным. Вот этого, коллеги, допустить нельзя. Поэтому в ближайшее время надо провести экспертную оценку, проанализировать интеграцию модулей с искусственным интеллектом в новые продукты и затем включить в технические задания функции, которые окажут наибольший эффект на финансовую, экономическую и социальную сферы. И если компания не станет использовать такие технологии, отказ нужно будет обосновать.

И конечно, надо усилить координацию действий разработчиков. Необходим единый банк отраслевых программных решений, чтобы быстрее создавать модули с искусственным интеллектом. Рассмотреть возможность размещения такого перечня в реестре отечественного программного обеспечения и определить механизмы обладания правами на них, чтобы выгоду получали все участники процесса.

Ещё очень важно сформировать основные типы цифровых решений, в которых есть наибольшая потребность у промышленности. Именно их разработку и будет активно поддерживать государство. И конечно, государству для этого нужна качественная навигация от самих промышленников. Прежде всего это системы автоматизации проектирования, инженерных расчётов, системы управления жизненным циклом изделия. На втором месте по значимости – системы управления производственными процессами и активами, учёта, мониторинга состояния оборудования, планирования технического обслуживания, ремонта. Все профессионалы прекрасно понимают эти технологические элементы и циклы.

В итоге по таким направлениям мы оказали грантовую поддержку 26 проектам на 17 млрд рублей. Всё это инновационные продукты, которые применяют в том числе технологии интернета вещей, предиктивной аналитики, искусственного интеллекта. Также повышенным спросом пользуется софт для информационного моделирования объектов строительства в различных отраслях экономики. Я сегодня посмотрел на такой продукт – не может не радовать. Туда включили все элементы. Осталось ещё пакеты по сопромату включить. А так всё сегодня уже сделали. Практически спроектирован университет – все расчёты, всё сделано на российском софте, вставлен туда модуль nanoCAD. Коллеги, это движение и есть настоящее, реальное импортозамещение.

Системы управления предприятиями, технологическим и производственным оборудованием и многие другие вещи нужно делать. Конечно, особое внимание будем уделять и проектам по созданию комплексных программно-аппаратных решений, которые могут использоваться в промышленной инфраструктуре.

Многие отечественные разработки могут успешно применяться не только внутри страны. Они, без сомнения, будут интересны и нашим партнёрам из дружественных стран. Сегодня наши друзья из Белоруссии присутствуют, показали целый ряд интереснейших решений.

В рамках укрепления российско-белорусского сотрудничества сейчас идёт подготовка будущих совместных проектов, которые будут направлены на внедрение промышленного софта на наших и совместных, и отдельных предприятиях. Думаю, их презентация может состояться, кстати, уже в июле в Екатеринбурге, в ходе проведения международной выставки «Иннопром», куда я всех вас, друзья, приглашаю.

Подчеркну, реализация нашего экспортного потенциала – один из приоритетных векторов развития. И мы создали специальный механизм, который поможет расширить присутствие на зарубежных рынках российских ИТ-компаний. Речь идёт о так называемой службе «цифровых атташе», которые станут работать при торговых представительствах в иностранных государствах.

В ближайшее время такие сотрудники появятся в 26 странах мира, включая регионы Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Восточной Европы, Южной Америки, Карибского бассейна. В зоне их ответственности будет поддержка экспорта отечественного программного обеспечения.

Теперь ещё об одном важном решении, которое принято в прошлом году. В рамках национального проекта «Производительность труда» была создана и введена в эксплуатацию цифровая экосистема «Эффективность.рф». Её сервисы сегодня действуют проактивно, позволяют выявлять возможные зоны роста. Благодаря установленному на производстве специальному программному обеспечению формируется очень ценная аналитика, её данные помогают определять контуры государственной поддержки по приоритетным направлениям в ИТ-отрасли.

Говоря о данных, нужно отметить, что их ценность самовозрастает, они с годами будут помогать нам преодолевать проблемы и зазоры, которые есть, в том числе в программном обеспечении. Данные, мы говорили уже неоднократно, это золото, нефть, платина, никель – всё что угодно – XXI века. Сегодня качественная работа с данными – это залог успеха и в разработках промышленного программного обеспечения.

В этих процессах участвует уже около 1,5 тыс. предприятий из самых разных секторов. Это в том числе радиоэлектроника, нефтегазовый комплекс, химическая индустрия, фармацевтика, энергетика, тяжёлое машиностроение, лёгкая промышленность, лесопромышленный комплекс.

И что важно, эксперты, которые работают на этой платформе, помогают компаниям-заказчикам грамотно сформировать техническое задание и требования к разработке. Соответственно, при необходимости оказывают содействие в приобретении нужных технологий.

И сегодня там уже доступно около полутысячи отечественных продуктов более чем от 200 разработчиков.

Уважаемые коллеги, дорогие друзья! Важно действовать стратегически. Надо вкладываться в развитие серьёзных промышленных и инженерных решений. Конечно, потребуется длительное время на внедрение. Это вообще непростой процесс. И окупаются такие проекты не быстро. Но именно они гарантируют технологическую независимость страны. У нас просто нет другого пути.

В ключевых отраслях обрабатывающей промышленности, кстати, уровень цифровизации сейчас составляет менее 50%.

Сейчас нужно продолжить внедрение самых передовых технологий, таких как, например, виртуальные испытания, цифровое моделирование, многие другие.

Вы все хорошо знаете, о чём идёт речь. Это очень важно для оптимизации производственных процессов, для сокращения времени вынужденного простоя мощностей, снижения сроков и затрат на вывод высокотехнологичной продукции на рынок.

Для выполнения этих задач мы в ближайшее время актуализируем стратегию цифровой трансформации обрабатывающего сектора.

Масштабная работа сегодня ведётся и над созданием программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов для критической инфраструктуры.

Президент поручил обеспечить безопасное и устойчивое функционирование информационных систем, значимых для отраслей экономики. И Правительство определит единые подходы к реализации государственной политики в данной сфере. Должны быть решены все вопросы по наличию в стране ключевых технологий и решений, формированию надлежащих условий их разработки, производства, поддержки и сервисного обслуживания. И конечно, нельзя забывать о подготовке квалифицированных кадров.

Также нужна прозрачная система оценки уровня технологической независимости критической информационной инфраструктуры. Независимой оценки, в том числе и для руководителей федеральных органов исполнительной власти. Потому что, конечно, когда вы за это отвечаете, хочется сделать процент повыше. Но независимая оценка, обратная связь, о которой всегда говорит Президент, должна здесь быть для нас катализатором всего процесса. И государственно-частное партнёрство должно договориться об этой независимой оценке.

При этом важно синхронизировать календарь перехода на отечественные продукты с графиками их создания. И здесь необходима достаточно гибкая конструкция. Для каждой отрасли будут определены типовые решения и установлены, как мы договаривались, предельные сроки замещения в них иностранных продуктов российскими аналогами.

Кроме того, у нас очень много интересных стартапов молодых и талантливых ребят с идеями, как оптимизировать производство. Мы выделяем им гранты на разработку прототипов. Но им, конечно, нужно помочь в первую очередь найти заказчика. И здесь я считаю, что необходимо формировать отраслевые венчурные фонды и снимать барьеры, чтобы в эти фонды могли поступать денежные средства от наших граждан, и компании свободно бы выходили на биржу. Для чего Правительством будет подготовлен отдельный план действий.

Дорогие друзья!

Сегодня − время уникальных возможностей и больших свершений. Я призываю всех действовать. Активнее внедрять результаты отечественных исследований, разработок. Пассив ность сейчас − как никогда − губительна. И требуются смелые, неординарные инициативы, которые помогут в самые кратчайшие сроки достигнуть нашей стране высокого уровня цифровой зрелости. И здесь будет ценен вклад каждого из вас.

При этом крайне важно находиться на шаг впереди по всем ключевым направлениям индустри ального развития. Стараться не догонять, а задавать свои стандарты для технологий, товаров, сервисов, определяя новое качество жизни людей. Это цель, к которой мы должны вместе с вами двигаться.

В ходе сегодняшнего пленарного заседания, я надеюсь, мы обсудим самые разные предложения по достижению технологического лидерства России, решим, какие меха низмы поддержки нужно донастроить или дополнительно запустить, обменяемся лучшими практиками.

Я очень хорошо помню всё, о чём мы договорились в прошлом году здесь, в этом зале. Вот об этом тоже поговорим.

Давайте начнем нашу работу.

А.Рахманов (генеральный директор АО «ОСК», председатель ИЦК «Судостроение»): Уважаемые Михаил Владимирович, Дмитрий Николаевич, Денис Валентинович, Глеб Сергеевич!

Спасибо большое за возможность отчитаться о проделанной работе и обратить внимание на ключевые результаты этой работы, вызовы и проблемы, с которыми мы столкнулись.

На сегодняшний день полностью сформирован ИЦК «Судостроение». В него вошли практически все компании, которые так или иначе вовлечены в судостроение, то есть сама ОСК со всеми её 12 конструкторскими бюро, 16 крупнейшими верфями, наши коллеги из консорциума «Роснефть» – Дальневосточный завод «Звезда», Зеленодольский завод имени Горького и, конечно, наша судостроительная наука – Крыловский научный центр. Мы привлекли разработчиков – это все ключевые компании, по которым нами был проведён дополнительный анализ по примерно 60 критериям для того чтобы определить и уровень готовности тех или иных компьютерных решений, и возможность реализовать такую сложную задачу, как замещение импортных программ, и возможность дать новый толчок для проектирования кораблей и судов.

На самом деле мы в сложной ситуации находимся с 2014 года. И где-то в это же время, когда были введены первые санкции против ОСК, мы обрезали практически все соединения с внешним миром по тому пакету компьютерных программ, который у нас был – отдельно по подводному, по надводному кораблестроению, если брать военные заказы, либо гражданская техника, – везде были свои специалисты или эксперты. При этом мы наработали огромное количество справочников, которые теперь принадлежат нам. Мы здесь представили общий ландшафт, который для судостроения является ключевым, и невыполнение хотя бы одного из элементов этих модулей (или можно их как угодно называть), которые будут формировать специализированные лицензии в контексте либо проектирования, либо инженерных данных, либо вопросов цифровизации производства… Этот ландшафт для нас является, ещё раз повторю, единственно возможным для целевой реализации. Недостаток хотя бы одного из этих элементов лишит нас одной из точек опоры.

На сегодняшний день сформированы первый и второй этапы нашей работы. Прежде всего это касается компьютерного проектирования, PLM-решений. И, наверное, один из ключевых аспектов, о котором сегодня нужно говорить, – это проекты управления данными. Мы сегодня говорим об искусственном интеллекте, и у нас там есть некоторые разработки по движку. Но для искусственного интеллекта важен объём, то количество учебников, которое этот искусственный интеллект сможет обработать. Иными словами, без консолидации данных практически реализовать искусственный интеллект в технологических дисциплинах и таких специализациях, как судостроение, будет невозможно.

Здесь показаны проекты первой очереди. После проведения научно-технического совета (и огромной внутренней борьбы, которая у нас была между проектными бюро, теми, кто делает подводные лодки и кто делает надводные корабли) мы нашли консенсус, пришли к выводу, что нас больше всего устраивает продукт компании «Аскон». И здесь будет такая комбинированная конструкция, в которой каждый найдёт свой маленький модуль. И эта программа станет основой тяжёлой судостроительной САПР, которую мы планируем внедрять по мере её разработки. Эта работа не начинается с нуля, мы начали работу с комплексом 3D в 2019 году, обнаружили огромное количество дырок и несостыковок и на сегодняшний день уже научились их закрывать определённым способом.

Что для нас важно – самое главное, чтобы мы не остановились на каком-то этапе свершений, бета-версии, чтобы потом не попасть в крайне ответственную для нас историю, которая называется «конечная разработка продукта». Если какой-то там «жучок» зароется в этих бета-версиях, потом переделывать всю подводную лодку нам бы очень не хотелось. Это первый блок.

Второй блок, конечно же, касается индустриализации производства и вопросов управления производством, нашими складами. Для примера, в одной подводной лодке 1,2 млн компонентов. Абсолютно очевидно, что без цифровизации этих данных добиться успеха не получится.

Вопрос расчётов базируется на продукте «Логос», и дальше мы видим ERP-решения малого и среднего класса, которые реализуются на Невском судостроительном заводе и которые нам потребуется наращивать до соответствия крупным промышленным предприятиям.

Мы рассматриваем новые продукты, которые заходят к нам в ИЦК. В них есть один нюанс, который бы хотелось сегодня обсудить. Мы в основном занимаемся производством, но к нам заходят коллеги, которые занимаются эксплуатацией. И нам нужно чётко понять: это будет история Минтранса или это будет история судостроителей, которые будут отвечать за сквозной продукт, включая проектирование, эксплуатацию, строительство и, соответственно, утилизацию.

М.Мишустин: Спасибо. Алексей Львович, вопросы будут сразу.

Первое. Я помню, на слайде Вы выбрали троих (мы в том году говорили): это «Аскон», это «Топ Системы» и институт ядерных исследований – «Логос», наверное, об этом речь идёт?

А.Рахманов: «Логос» – это больше CAE.

М.Мишустин: Наверное, это правильно – диверсифицироваться, но почему выбор троих? Нет единого решения? Тяжело же! Просто вкладываться в такие мощные продукты очень тяжело в три направления.

А.Рахманов: Мы, конечно, не потянем три направления, нам придётся остаться на одном. Пока научно-технический совет корпорации принял решение, что это будет, скорее всего, «Аскон» на 99% – ручку на подписание договора я уже занёс. Частные технические задания разрабатываются, и здесь принципиально важно, чтобы мы всё-таки понимали, как будет работать архитектура более высокого уровня. Потому что, безусловно, ни одной из этих компаний будет недостаточно для того, чтобы закрыть потребности всех отраслей промышленности. То есть здесь единого вендора, к сожалению, быть не может – просто людей не хватит, рук не хватит.

М.Мишустин: Когда планируете и какие импортные продукты замещать?

А.Рахманов: Мы рассчитываем, что «пилоты» начнутся в 2025–2026 годах. Замещаем в основном CATIA Shipbuilding, замещаем FORAN, замещаем Nupas-Cadmatic, замещаем NX там, где он существует. С точки зрения расчётов, безусловно, LS-Dyna, её эквивалент. То есть всё то, что работает в расчётах методом конечных элементов.

М.Мишустин: Хорошо. «Топ Системы». Я вижу здесь Сергея Кураксина. Сергей, у меня вопрос простой: RGK-ядро геометрическое когда вы в продукт «Топ Системы» впишете? Это тяжёлая история, но без этого ни господин Рахманов, никто другой ничего не внедрит из «тяжёлого». Сможете ответить?

С.Кураксин (руководитель ЗАО «Топ Системы»): Задача сложная. Ядра пишут в мире несколько компаний. Мы взяли на себя эту заботу и понимаем, что это самый сложный проект – создание геометрического ядра. Но мы набрали сейчас хорошие темпы разработки. Ранее я говорил – 2027–2028 годы, но в связи с тем, что темпы разработки достаточно хорошие, если нам никто не будет мешать, то я думаю, что можно сдвинуть срок создания геометрического ядра влево.

М.Мишустин: Влево – это насколько?

С.Кураксин: Не смогу ответить.

М.Мишустин: Вот видите. Сроки и конкретика должны быть. Понимаю, что тяжёлые задачи ставим. Но, с другой стороны, ОСК является крупнейшим получателем гранта – 3,5 млрд было выделено на создание тяжёлой САПР в судостроении. Но если это 3,5 млрд и если мы сегодня уже помогаем, то мне нужны сроки, как и всем нам – и Правительству, и стране. То есть сейчас максимальная доля поддержки у реализуемых проектов в сфере авиастроения, двигателестроения, в ракетно-космической промышленности, общем машиностроении. И конечно, большая их часть связана с разработкой отечественных решений САПР. И «Росатом» сейчас старается разрабатывать САПР и системы поддержки жизненного цикла. Но мы должны постоянные требования к внедрению предъявлять все вместе. Нам нужно потом сконцентрироваться и понять, кто лидеры. Сначала выбрать из тех, кто есть, и потом идти.

Коллеги, хотел бы обратить внимание на то, что задача очень ответственная, и просил бы в этом смысле со сроками не баловаться, уж извините за такие слова.

Д.Чернышенко: Спасибо, Михаил Владимирович.

Думаю, что докладчики мобилизовались предельно сейчас. И мы переходим к следующему ИЦК – «Автомобилестроение». Сергей Анатольевич Когогин, которому удалось собрать в ИЦК усилия многих разработчиков. При этом у нас там два параллельных трека идёт. Эту конкуренцию мы приветствуем. Вы видели одно из решений КамАЗа, сами его сегодня тестировали – «Атом».

Сергей Анатольевич, пожалуйста, о ваших результатах.

С.Когогин (генеральный директор ПАО «КамАЗ», председатель ИЦК «Автомобилестроение»): Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

Много лет назад, во время запуска производства КамАЗа, все автомобильные предприятия страны работали по одним решениям, был один IT-ландшафт. С приходом рынка автомобильные компании начали двигаться по самостоятельным траекториям, и это не являлось чем-то особенным. Так сложилось, что часть предприятий остались российскими, а в легковом бизнесе мы переходили под глобальные корпорации, где были корпоративные решения.

В 2022 году была реализована очень правильная инициатива – создание индустриальных центров компетенций. И ИЦК позволил запустить процессы конструктивного обмена мнениями между автомобильными предприятиями и поиска взаимоприемлемых решений.

Прошедший год был главным образом посвящён задачам сохранения устойчивости IT-систем для продолжения работы. Эта задача была успешно решена.

За прошедший год мы составили ландшафт IT-проектов, определили, по каким классам решений и в каких областях у нас отсутствуют отечественные продукты, договорились о том, кто мог бы выступить разработчиком и заказчиком, консолидирующим требования всех участников.

Основную сложность в разработке и замене представляют CAE-системы, а также PDM-системы. Системы являются процессоориентированными, следовательно, промышленность не может осуществить переход с одной системы на другую в процессе уже начатой разработки изделия. Переход можно делать только в начале работы над новым продуктом, например, автомобилем или двигателем, любым агрегатом. В связи с этим со всеми коллегами по цеху мы пришли к пониманию, что переход на отечественные CAD/CAM, LM системы будет постепенным. В первую очередь переход будет выполняться для процессов управления данными, во вторую очередь – будет переноситься на трёхмерные модели и конструкторскую документацию.

Что касается таких систем, как ERP, CRM, то с ними ситуация выглядит намного лучше, поскольку отечественные решения этого класса существовали на рынке ранее и находятся в достаточно высокой степени готовности для промышленного применения.

Особо значимые проекты ИЦК 2022–2023 годов. В 2022 году компании, входящие в ИЦК, запустили работу над тремя особо значимыми проектами. Было принято решение развивать две альтернативные отечественные платформы как PDM. АвтоВАЗ и ГАЗ приняли решение работать на T-FLEX, КамАЗ в качестве такой системы выбрал решение «Сарус», разрабатываемое с «Росатомом».

Мы работали уже с 2019–2020 годов над этой темой. В 2023 году ИЦК планирует запустить ещё три проекта. Они развивают авторские системы управления жизненным циклом продукта. Наиболее перспективным в этой области мы видим решение «Логос», разработанное ядерным центром в Сарове, и создание специализированного решения «Логос-авто».

Хочу также особо выделить разработку решения, опережающего импортное, и создание собственной операционной системы для автомобилей, которая развивается в новой компании «Атом».

Мы в ИЦК договорились о совместной работе в этом направлении для существующих автомобильных платформ. Эти работы будут связаны с созданием общей электронной архитектуры, отвечающей за отправку телематических данных и обеспечение кибербезопасности.

Несмотря на то что в 2022 году на первое место вышла тема импортозамещения, для компаний ИЦК никуда не ушёл вопрос конкурентоспособности. Чтобы успешно конкурировать с мировыми лидерами автомобилестроения, мы должны научиться быстро меняться, создавать новые цифровые предприятия. Мы определили характеристики цифрового предприятия будущего, к которым нам всем нужно стремиться.

Разработка новых автомобильных платформ – дело очень затратное сегодня. Но у нас теперь нет времени. Если раньше у нас лаг был около 30 лет и 10 лет уходило на разработку платформ, подготовку производства, то сейчас этот временной цикл сократился минимум вдвое. Десяти лет уже нет, сейчас мы считаем нашим нормативом три года. Из последних визитов, Михаил Владимирович, в Китай, к сожалению, стало ясно, что они уже добились цикла полтора года – от разработки до внедрения.

Все варианты исполнения всех модификаций должны закладываться в конструкцию, в модель – введение данных на начальном этапе проектирования.

В то же время растёт стоимость производственного оборудования, стоимость человеческого труда. Время, когда фабрики создавались для выпуска уникального массового продукта, к сожалению, уходит в прошлое. Нужно переосмыслить сегодняшнее положение дел в промышленности. Это, наверное, касается не только автомобильной промышленности – вообще всех.

Завтрашнее производство должно быть предельно гибким, способным быстро адаптироваться под заказ. Для информационных систем это значит существенное увеличение значимости MES-систем и уменьшение значимости ERP-систем.

И последний, но и наиболее важный, наверное, пункт. На предприятиях будущего человек должен быть полностью исключён из процесса передачи информации и принятия решений в операционных процессах. Задача человека – анализировать, создавать новые процессы. Задача машины – исполнять процессы, созданные человеком.

Это наш запрос сегодня, запрос промышленности в адрес ИT-компаний. Без создания инструментов, которые позволят соответствовать озвученным мной характеристикам, наша промышленность не будет конкурентоспособной. И это вопрос не завтрашнего дня, а уже сегодняшнего.

....
Полный текст стенограммы доступен по ссылке : http://government.ru