— Это достаточно важное соглашение. Оно выравнивает условия по обложению целых групп товаров. Например, это подакцизные товары, это определение единых ставок единой акцизной политики, нефти, нефтепродуктов, налогового маневра Российской Федерации, часть того акциза или технологий, которые есть в России, они включались нам в цену нефти. Сейчас нам это будет компенсироваться на постоянной основе, чтобы у нас была одинаковая стоимость ресурса. Плюс прослеживаемость, единые принципы администрирования налоговые органы будут осуществлять. Мы будем знать, кто кому что возит, по какой стоимости, то есть это очень важный документ.
— Все помнят, как несколько лет назад данная тема очень активно обсуждалась на межгосударственном уровне. Страны не могли прийти к компромиссу. Цена этого вопроса колоссальная. То, что российская сторона пошла навстречу, — очень важный сигнал. Теперь эта проблема, которая долгое время создавала негатив в экономической повестке, решена.
— Важно, что создаются равные условия наряду с российскими компаниями. Плюс решен вопрос с финансированием импортозамещающих проектов за счет российских средств. О таком мы и мечтать не могли. Поэтому тут промедлений быть не должно. И надо оперативно занять эти ниши. Тем более у нас есть хорошая материальная база, а предприятия способны выпускать высококачественную и наукоемкую продукцию. Тем самым закроется вопрос импортозамещения. Россия получит необходимые комплектующие и товары, которые ранее импортировала из Запада, а наши предприятия будут обеспечены заказами. У Беларуси, напомню, большой потенциал в сфере импортозамещения, есть широкие возможности для сотрудничества с российскими партнерами. Это окно возможностей нам крайне быстро надо использовать — позволит как заместить выпадающие объемы экспорта, так и даст новые возможности для науки. Думаю, что те позиции, которые у нас выпадают в машиностроении, мы очень быстро сможем заместить и помочь российским партнерам. И то, что сейчас делается, — это реальные шаги по укреплению экономик, совместному выходу на рынки третьих стран.
— Важно, что взаимодействие активизировалось в том числе вне подписанных ранее союзных программ. Если в прежние времена белорусские производители больше конкурировали на российском рынке, то сейчас ситуация постепенно изменяется. И надеюсь, что тренд на углубление кооперации сохранится. Важно продолжить локализацию собственных компетенций. В том числе в области критического импорта. Речь, например, об автомобильной электронике, автокомпонентах, станкостроении и других отраслях. Эти компетенции, к сожалению, ранее были упущены. Кроме того, важно локализовать совместные компетенции белорусско-российских проектов.
— Срок реализации проекта — 2021—2025 годы. Ориентировочный объем инвестиций — около 200 миллионов рублей, — рассказывает генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ» — управляющей компании холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» Сергей Никифорович. — Производимая продукция — кольцевые заготовки с высоким качеством и минимальным припуском под механическую обработку. Подобная продукция активно используется в авиадвигателестроении, атомной энергетике, судостроении, ракетной технике, машиностроении и других отраслях промышленности. До настоящего времени кольцевые заготовки приобретались у поставщиков из дальнего зарубежья. После реализации проекта они будут производиться на собственном кольцераскатном производстве, что обеспечит полное импортозамещение данных комплектующих как на БЕЛАЗе, так и на других предприятиях Беларуси и России.