Еще один уникальный экземпляр, на который хотелось бы обратить внимание, это двухстоечный токарно-карусельный станок тех же лет. Как и радиально-сверлильный, он до сих пор в строю и полностью исправен, несмотря на солидный возраст. Станок был выпущен немецкой компанией "SCHIESS" предположительно в 1939 г.
Предприятие-изготовитель станка имеет более чем 150-летнюю историю. Так в 1866 г. Эрнст Шисс основал компанию "Schiess" в Дюссельдорфе. Компания изначально не производила собственных машин, лишь вела ремонтные работы и изготовляла отдельные узлы машин. В 1870 г. "Schiess" начала производить станки собственного производства, а с 1872 г. поставлять оборудование за границу.
В 1880 г. в Дюссельдорфе прошла большая выставка торговли и искусства, на которой предприниматель Эрнст Шисс был награждён Государственной серебряной медалью, ставшую высшей наградой, которую когда-либо получал производитель станков, а завод со штатом 190 сотрудников стал одним из трёх крупнейших станкостроительных предприятий в Германии. Компания также неплохо зарабатывала во время Первой мировой войны и являлась важным поставщиком для немецких верфей.
Интересен тот факт, что в 1988 году было создано совместное предприятие СП "СЕДИН-ШИСС" с мировым лидером по производству токарно-карусельных станков - немецкой компанией "Шисс АГ", что послужило началу производства в Краснодаре принципиально новых станков. в 1989 г. СП "СЕДИН-ШИСС" выпустило 5 токарно-карусельных обрабатывающих центров. Это пример интеграции отечественного станкостроения с мировыми лидерами в этой области.
Но вернемся к станку. Примерно в 2000 г. предприниматель Андрей Борисович Музыченко выкупил его у умирающего судостроительного завода им. Кирова вместе с иным оборудованием и ныне станок эксплуатируется на предприятии ООО "Стрежень", основанном на базе бывшего заводского цеха.
"Диаметр изготовляемых деталей – 2 метра, высота – 4. То есть на таком станке с легкостью можно изготовить громадного шахматного ферзя. Мы его перебирали, он полностью в исправном техническом состоянии, даже паспорт имелся", - рассказывает Андрей Борисович.
Этот агрегат настоящая гордость цеха, его безусловным преимуществом является неприхотливость в обслуживании. Радует глаз ярко-зеленая окраска массивной литой станины из чугуна и привлекательный дизайн, свойственный индустриальному оборудованию 1930-х гг. Впечатляют и громадные размеры станка. Кстати говоря, его вес составляет 64 тонны. Подобных станков по стране, скорее всего, не наберется и несколько десятков.
Не может не радовать, что такие раритеты еще в строю. Замечательно, что благодаря некоторым производственникам это оборудование не гниёт без дела в забвении и не ушло на металлолом, а продолжает служить людям.