Глава ассоциации «Станкоинструмент» Георгий Самодуров о будущем российской промышленности, импортозамещении и передовых технологиях.
Сегодня российское правительство разрабатывает пакеты мер поддержки различных отраслей экономики, чтобы минимизировать негативное влияние санкций. Особое внимание в этом вопросе традиционно уделяется промышленному сектору. В кризисных ситуациях власти, как правило, оказывают значительную помощь предприятиям, обеспечивающим национальную безопасность государства. Однако существует сфера, которая отвечает за работоспособность и технологическое развитие всех заводов России, – станкостроение. Именно благодаря ему в стране развиваются ключевые секторы промышленности: оборонно-промышленный комплекс, авиация, автомобилестроение, тяжелое и энергетическое машиностроение и судостроение.
Согласно Стратегии развития станкоинструментальной промышленности, которая была принята Правительством России в 2020 г., к 2035 г., в результате роста технологической и экономической конкурентоспособности российской продукции станкостроения, ее экспорт должен вырасти до уровня 16,5 млрд руб. О том, насколько Россия сегодня близка к этим показателям и возможно ли их достижение в нынешних реалиях, в интервью для «Регионов России» рассказал президент Российской Ассоциации производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент» и член Генерального Совета «Партии Дела» Георгий Самодуров.
– Запад, США и ряд других стран разработали и приняли множество санкций, направленных на различные отрасли российской экономики. Часть из них коснулась запрета на поставку в Россию технологий и современного оборудования. Как это отразится на российской промышленности?
– И в Советском Союзе в период изоляции, и в России станкоинструментальная отрасль традиционно была одной из самых развитых сфер промышленности. До 90-х гг. наша страна занимала второе место в мире по потреблению металлообрабатывающей продукции и третье место по его выпуску. Так, например, Ленинградский станкостроительный завод имени Свердлова до 30% своей продукции поставлял на экспорт за свободно конвертируемую валюту. Кроме того, первый в мире токарный станок с числовым программным управлением (ЧПУ) был в 1958 г. создан в России, и на выставке в Брюсселе он получил медаль. Электроэрозионный станок также был разработан отечественными учеными, которые в 1964 г. получили Нобелевскую премию по физике. Развитие автоматизированных заводов у нас началось еще в 1972 г.! Поэтому сказать, что мы отставали и отстаем от передовых держав в сфере станкостроения, нельзя. Традиции, инженерная школа и интеллектуальный потенциал в стране всегда были на высоком уровне. Технологический прогресс – это системная работа, в этой сфере невозможно быть первым во всем, но необходимо стремиться удерживать лидерство.
– В каких областях станкостроения России сложнее всего быть лидером производства?
– Отечественное оборудование уступало некоторым иностранным аналогам в долговечности из-за того, что у нас не было качественных систем ЧПУ и гидравлики. А ведь именно они во многом определяют надежность станков. Отсутствие электроники и микрокомпонентной базы долгие годы было камнем преткновения. Сегодня, к счастью, мы развиваемся и в этой области.
– Многие зарубежные компании недавно разорвали контракты с российскими станкостроительными предприятиями. Какие преимущества давало подобное сотрудничество? Сможет ли отечественное производство заменить потерянные технологии?
– Большой потребности в конечном продукте в металлообрабатывающем оборудовании для отечественных заводов сегодня нет. Контракты с Россией действительно разорвали поставщики комплектующих изделий: систем ЧПУ, направляющих качелей, шарико-винтовых передач, электронно-гидравлических компонентов, систем управления станков и других. Это создает определенные проблемы и сложности для работы российских предприятий. Сейчас мы рассматриваем варианты поставки комплектующих из других стран, которые не вошли в список недружественных. В частности, из Китая, Индии, Тайваня и Сербии. Кроме того, отдельные компоненты разрабатываются и внутри страны, российские предприятия начинают использовать их. В данный момент отрасль чувствует нехватку около 90 различных позиций на рынке, ассоциация «Станкоинструмент» занимается решением задач импортозамещения по ним.
– Для реализации программы импортозамещения потребуется помощь государства?
– Есть вопросы, которые необходимо решать с участием властей. Системы ЧПУ с собственным софтом и математическим обеспечением сегодня выпускают три российские компании: «БалтСистем» из Санкт-Петербурга, «Мехатроника» из города Иваново и «Модмаш-Софт» из Нижнего Новгорода. Одна из главных проблем здесь – микрокомпонентная элементная база. Мы сейчас готовим свои предложения по этой теме в соответствующие органы власти. А также у России есть потребность в поставке инструмента. Много внимания уделяется поставке станков и прессов, но наличие инструмента для обеспечения их работы также играет значительную роль.
Сегодня иностранные поставщики, которые приостановили поставки инструмента в Россию, в большей степени находятся под юрисдикцией США. Мы пытаемся найти выходы из сложившейся ситуации, прежде всего увеличив объемы выпуска отечественного инструмента на наших предприятиях в три-четыре раза. Как этого достичь? За счет технического перевооружения при поддержке Фонда развития промышленности. В рамках Ассоциации сейчас создается целый департамент, который будет заниматься вопросами ремонта и глубокой модернизации современного высокотехнологичного оборудования.
– Разработка высокотехнологичных станков требует множества ресурсов, в том числе финансовых. Возможен ли вариант финансирования государством этих затрат? Смогут ли получить деньги частные предприятия?
– В рамках Фонда развития промышленности, который я упоминал ранее, есть целый ряд программ, в том числе по станкоинструментальной отрасли. Одна из них предполагает, что для технического оснащения и реализации проектов заводы могут получить кредиты в размере до 500 млн на семь лет под 1–3% годовых. Это распространяется на предприятия всех форм собственности, частные в том числе. Такая помощь действительно необходима, так как предприниматели в текущих реалиях иначе не смогут получить выгодные условия для кредитования – нынешняя ключевая ставка Центробанка повысила проценты в банках до 30%.
– Вместе с тем, помимо импорта технологий, возникает и второй, не менее важный вопрос: Россия уже долгие годы экспортирует свое оборудование за рубеж. Запад действительно сможет с легкостью от него отказаться? Если это так, то получается, что российские станкостроители некоторых сфер лишились значительной доли заказчиков? Есть ли у России необходимый рынок, чтобы создать спрос на продукцию станкостроителей?
– Нам не удастся избежать сокращения объема экспортных поставок. Немного статистики: Россия ежегодно самостоятельно производит около 9 тысяч станков и кузнечно-прессового оборудования (КПО), из них 1,2 тыс. экспортируется. При этом важно уточнить, что страна потребляет около 19,5 тыс. единиц станков и КПО, из них 11,3 тыс. – это импортное оборудование.
Сегодня все российские производители поставляют на экспорт около 1126 станков в 64 страны мира. Ежегодно на экспорт поставлялась продукция на 3,9 млрд руб. При этом наше оборудование закупалось чаще всего не слаборазвитыми странами, а Великобританией, Германией, США, Сингапуром, Китаем и Индией. Такая взаимозависимость показывает, что российские конструкции и технологии обладают высоким уровнем конкурентоспособности. Сокращение экспорта – это плохо, но эта выпадающая доля может быть компенсирована увеличением поставок на внутренний российский рынок.
– Георгий Васильевич, Вы много общаетесь с главами заводов станкоинструментальной промышленности. Они разделяют Ваш оптимизм в вопросах развития отрасли?
– У заводов сейчас гораздо больше оптимизма, нежели негативных настроений. Все понимают, что проблемы есть, вместе с тем есть желание найти им решение. Сегодня российским производителям металлообрабатывающей промышленности и инструментов дается уникальный шанс увеличить свое производство за счет увеличения поставок на внутренний рынок. Его нужно обязательно использовать для того, чтобы улучшить свое экономическое благополучие, обеспечить соответствующую загрузку, достойную оплату труда работникам и развивать предприятия!
Источник: https://www.gosrf.ru