Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе — одно из ведущих предприятий советского станкостроения — был создан в начале 30-х годов.
Решение о строительстве «Завода револьверных станков» — так в первые годы назывался Московский станкозавод — было принято ВСНХ СССР 9 мая 1929 года, через 10 дней после утверждения XVI партконференцией Директив о развертывании индустриализации страны, главная цель которой- создание отечественной технологической базы страны.
Проект завода разрабатывали специалисты проектной организации „Оргаметалл” во главе с Е М. Альперовичем. Строительство началось с апреля 1930 года, и за полтора года, на бывших огородах Донского монастыря был создан и хорошо оснащен необходимым оборудованием крупный станкостроительный завод. В декабре 1931 года он вступает в пусковой период, а в мае 1932 года выпускает первую партию советских револьверных станков.
В феврале 1933 года Центральный Исполнительный Комитет СССР по ходатайству коллектива завода присваивает ему имя народного комиссара тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, очень много сделавшего для становления и развития завода.
За первые три года своей жизни молодой коллектив станкозавода, в большинстве своем состоящий из молодых рабочих и инженеров, напряженно работая и преодолевая огромные трудности освоения, постепенно наращивает выпуск револьверных станков и начинает производство первых токарных многошпиндельных автоматов и одношпиндельных полуавтоматов. Завод становится пионером этих трех самых прогрессивных по тому времени направлений советского станкостроения. Он оснащает заводы создающегося советского машиностроения отечественными станками, никогда ранее не производившимися в стране.
В 1935 году коллектив станкозавода, возглавляемый крупными организаторами и специалистами 3. Г. Сушковым и Л. М. Чарноцким, вступает в период большого подъема, вырастив и воспитав свыше тысячи высококвалифицированных рабочих-стахановцев. Значительно подняв организацию, управление и культуру производства, завод в 1935 году удваивает выпуск станков, доводит его в 1939 году до 2 тыс. штук. Замечательное поколение станкозаводцев 30-х годов всегда оставалось "золотым фондом" завода, хранителем его опыта, воспитателем молодежи, источником формирования руководящих кадров завода и отрасли, партийных и государственных органов, научных кадров станкостроения.
Коллектив завода выступает инициатором ряда важных экономических и производственных начинаний общесоюзного масштаба. Конструкторы разрабатывают новые оригинальные модификации револьверных станков, токарных полуавтоматов и автоматов. Московский станкозавод становится одним из центров передовой технической мысли и передового опыта в машиностроении, оказывает помощь новым предприятиям станкостроения.
В 1939 году за успехи в создании новых типов станков и широкое развитие стахановского движения коллектив станкозавода награждается орденом Трудового Красного Знамени, а большая группа рабочих, инженеров и руководителей — орденами и медалями СССР.
С первых дней Великой Отечественной войны станкозаводцы отдают все свои силы делу разгрома фашизма. Сотни лучших рабочих, инженеров, руководителей уходят на фронт в первые же дни войны. А всего за годы войны станкозавод подготовил и дал фронту около тысячи бойцов и командиров всех родов войск. Из них — Н. Ф. Тесаков, М. И. Гуторов, Ю. В. Моргунов и П. И. Меренков стали Героями Советского Союза. Коллектив завода, пополнив свои ряды женщинами и подростками, в первые же месяцы войны резко увеличивает выпуск станков.
В октябре-декабре 1941 года оборудование завода эвакуируется в глубь страны.
Но уже весной 1942 года в корпусах станкозавода в Москве начинается восстановление станкостроительного производства.
Под руководством и при большой помощи мастеров П. И. Жохова, А. Н. Гончарова, Д. Я. Тимошина, С. Т. Романова, А. И. Шиляхиной, А. М. Хромовой, А. Л. Павловой и кадровых рабочих вырастают десятки и сотни замечательных молодых производственников: Н. Чикирев, Н. Ершов, В. Кольцов, И. Романов, Е. Честнова, Д. Марин, А. Панфилова, Колычевская, которые выполняют по 2—3 нормы в смену. Основной производственной силой завода становятся восемьдесят комсомольско-молодежных бригад.
В ноябре и декабре 1942 года новый коллектив завода награждается Красным Знаменем Государственного комитета обороны за выполнение заданий и дает до конца года 1105 станков. А всего за годы войны Московский станкозавод направил промышленности шесть тысяч высокопроизводительных надежных станков, в их числе и станки со специальными наладками.
При переходе к мирному строительству роль Московского станкозавода в решении крупных народно-хозяйственных задач возрастает. Не прекращая работать над револьверными станками, полуавтоматами и автоматами, он выполняет решения о внедрении в промышленность автоматических линий, агрегатных и специальных станков, высокопроизводительных автоматов и полуавтоматов. Впервые в стране коллектив завода подготавливает и организует в крайне сжатые сроки крупное производство агрегатных станков и автоматических линий, разработанных Центральным конструкторским бюро агрегатных станков (ЦКБ АС), а затем — Специальным конструкторским бюро-1 (СКБ-1).
В январе 1946 года станкозавод выпускает первые пять агрегатных станков, а в мае этого же года — первую автоматическую линию для ЗИЛа. Начиная с этого года, завод ежегодно направляет крупные партии агрегатных и специальных станков для выпуска всех послевоенных моделей автомобилей, тракторов, комбайнов, моторов, начиная с ЗИЛ-150, ГАЗ-51, первой модели „Москвича”, тракторов Кировского, Волгоградского и Харьковского заводов, первых моделей Кутаисского, Ярославского, Владимирского, Минского, Ульяновского, Алтайского тракторных и автомобильных заводов. Новая продукция идет практически во все отрасли машиностроения для производства самых сложных и массовых деталей. Она дает невиданную ранее производительность и экономию рабочей силы и несет в послевоенное советское машиностроение новую технологию и организацию производства.
В 1947 году автоматические линии станкозавода для обработки блока цилиндров ЗИЛ-150 отмечаются Государственной премией СССР.
В 50-х годах станкозавод подготавливает также выпуск большой гаммы фрезерно-центровальных станков и начинает выпускать автоматические линии для обработки деталей типа „тел вращения” из своих гидрокопировальных полуавтоматов и фрезерно-центровальных станков. Одна из первых линий этого типа — МР107 получает в 1958 году „Гран При“ на Международной выставке в Брюсселе.
В конце 40-х и начале 50-х годов создаются новые полуавтоматы для подшипниковой промышленности МР4, МР5, МР505 и др. (ведущий конструктор А. И. Королев).
В 1959 году завод выпускает первый гидрокопировальный полуавтомат с программным управлением 1722П, а несколько позже — 1212П, который с успехом демонстрировался на советской промышленной выставке в Лондоне в 1961 г.
Полностью перестроив свое производство на выпуск только новейших типов оборудования, станкозавод идет в авангарде борьбы за выполнение решений партии 1955—58 годов о техническом перевооружении промышленности.
Одним из первых в Москве и отрасли он осваивает, начиная с 1948 г., скоростное резание металла твердосплавным инструментом; подготавливает сотни станочников-скоростников, переводит на скоростные методы работы целые участки, цеха и весь завод. В 1950 и 1951 гг. лучший токарь-скоростник завода Н. С. Чикирев и организатор первого скоростного участка А. Н. Гончаров награждаются Государственной премией СССР.
С начала 60-х годов станкозавод включается в развитие системы советского станкостроения. Станкозаводцы оказывают большую помощь кадрами руководителей, инженеров и ведущих рабочих, оборудованием вновь создаваемым в Москве станкостроительным заводам „Станколиния”, „Станкоагрегат“, „Спецстанок”, а затем станкозавод входит как ведущее предприятие в объединение этих заводов.
В 50—70-х годах станкозаводцы налаживают переданное Алапаевскому станкостроительному заводу производство своих револьверных станков, Ейскому заводу — производство гидрокопировальных полуавтоматов, Костромскому станкостроительному заводу — производство фрезерно-центровальных станков.
В 60-х годах станкозавод продолжает работу по усовершенствованию серийно выпускаемых автоматов и начинает выпуск полуавтомата 1Б732, ставшего базой для многих моделей станков 70-х годов.
В конце 50-х — начале 60-х годов станкозавод увеличивает производство автоматических линий — с 3—4 линий в год — в начале 50-х годов до 42 линий — в 1962 году.
Станкозавод начинает производить мощные системы автоматических линий высокой производительности и точности для полной обработки основных деталей автомобилей, тракторов, моторов и других машин. Такие системы объединяют от нескольких десятков до сотни и более станков.
Первый такой комплект создается в первой половине 60-х годов для производства машин ЗИЛ-130. Комплексная механизация и автоматизации обработки целого ряда важнейших и самых сложных деталей машины в таком объеме впервые проводилась в нашей стране. Создание зиловского комплекса было отмечено Ленинской премией, которую из станкозаводцев получил один из лучших наладчиков — Н. С. Ершов и начальник цеха В. В. Творогов.
В последующие годы комплексами и системами линий оснащаются Заволжский моторный завод, Харьковский завод „Серп и Молот”, Алтайский моторный завод, Уральский моторный завод, Ленинградский,
Кировский завод — вообще все ведущие автотракторные и моторные заводы страны. Каждая система линий высвобождает сотни рабочих, производственную площадь, дает миллионы рубелей экономии и новый уровень технологии и организации производства.
В годы 9-й и 10-й пятилеток коллектив завода успешно решает задачи, поставленные XXIV и XXV съездами КПСС. Крупнейшими его работами в 70-е годы является выпуск больших партий оборудования для Волжского и Камского автозаводов. Сотни сложнейших станков и систем автоматических линий, изготовленных заводом, работают на ВАЗе и КамАЗе. Оснащаются оборудованием важнейшие промышленные объекты — производство комбайнов „Колос” и „Нива” в Таганроге, Минский моторный завод, автозавод им. Ленинского комсомола и другие.
Коллективом завода создается и непрерывно развивается производство станков с ЧПУ, автоматических линий из гидрокопировальных полуавтоматов и станков с ЧПУ типа ЛАС и ЛАС ЧПУ, загрузочно-разгрузочных устройств типа роботов для автоматических линий, разрабатываются новые оригинальные модели гидрокопировальных полуавтоматов. Эти работы проводятся параллельно с производимой реконструкцией завода, строительством современных механических и сборочных цехов, инженерного корпуса, складов. Завод получает большое количество новых высокоточных станков лучших отечественных и зарубежных моделей, что позволяет ему значительно поднять технологический уровень своего производства.
За досрочное выполнение заданий пятилетнего плана и большие успехи в создании и оснащении промышленности высокопроизводительным оборудованием коллектив Московского станкостроительного завода в декабре 1975 г. награждается орденом Ленина, а его воспитаннику и ветерану, директору М. М. Берману присваивается звание Героя Социалистического Труда.
С 1978. г. станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе является головным заводом Московского производственного объединения „Станкостроительный завод” им. Серго Орджоникидзе. (В объединение входят Московский завод „Спецстанок”, Тульский станколитейный завод, Брасовский станкозавод).
Специализация головного завода — выпуск автоматических линии, агрегатных и специальных станков как для обработки корпусных деталей, так и для обработки деталей типа „тел вращения", которые используются на заводах от серийного до массового производства на внутреннем и внешнем рынке.
Разнообразие номенклатуры выпускаемых изделий, их сложность и высокие требования к качеству изготовления определяют существующую производственную структуру предприятия, которая является одновременно достаточно гибкой и специализированной на выпуск определенных деталей и узлов. При этом используется высокопроизводительное оборудование.
В состав завода входят как основные производственные цехи, задача которых — изготовление продукции в технологической последовательности, так и вспомогательные, обеспечивающие бесперебойную работу основных цехов.
Заготовительные цехи организованы по технологическому принципу. Механические и сборочные цехи имеют предметный принцип специализации. В порядке углубления предметной специализации цехов в них созданы самостоятельные участки по выпуску определенных деталей для всех изделий. Предметная специализация цехов позволяет расставить оборудование по ходу технологического процесса и организовать поточные линии для обработки станин и корпусных деталей или предметно-замкнутые участки, изготавливающие определенные виды продукции.
Комбинированное построение является наиболее приемлемым для многопредметных участков в нестабильной, часто меняющейся номенклатуре изготовляемых деталей.
Сборочные цехи организованы строго по предметному принципу. Такая форма организации позволяет, несмотря на широкую номенклатуру изделий, иметь достаточно высокий уровень специализации и дает возможность применить экономически целесообразную кооперацию между цехами.
В этих цехах рождаются высокопроизводительные автоматические линии, специальные и агрегатные станки. С начала 50-х годов заводом произведено свыше 600 автоматических линий, которые успешно работают на автозаводе им. Лихачева, Горьковском автомобильном заводе, Волжском автомобильном заводе и сотнях других предприятий страны.
Единую техническую политику, создание и совершенствование конструкции изделий, обновление структуры производства, повышение надежности и долговечности изделий — проводил отдел главного конструктора, возглавляемый П. В. Левашовым. Была создана линейка токарных патронных полуавтоматов с ЧПУ 1А740 и 1740.
На базе этих станков создавались производственные модули из 2-х и более станков с портальными манипуляторами.
Особо следует отметить, что шестьдесят процентов продукции завода изготавливалось по проектам Специального конструкторского бюро автоматических линий и агрегатных станков (Мос СКБ АЛиАС).
Это содружество двух организаций – проектной и производственной позволяло обеспечить эффективное производство высокопроизводительных станков и автоматических линий, которые в тот период соответствовали мировым тенденциям в станкостроении.
В 1964 годы группа сотрудников Мос СКБ АЛиАС награждается Ленинской премией за комплексную автоматизацию механической обработки корпусных деталей двигателей в автомобильной и тракторной промышленности СССР. Эти отрасли промышленности являлись основными потребителями станкоинструментальной продукции в СССР.
В ноябре 1982 года за большой вклад в развитие отечественного станкостроения завод награждается Орденом Октябрьской революции. Завод отметил свой 50 летний юбилей.
Важный событием для станкостроителей было посещение завода в 1983 году Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю.В. Андроповым.
В годы перестройки возникла необходимость новых решений, новых путей развития станкостроения, и прежде всего - интеграция с зарубежными компаниями. Минстанкопром направил на ряд ведущих зарубежных компаний предложения о создании совместных предприятий.
В 1987 году между производственным объединением «Станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе» и западногерманской фирмой «Хайнеманн» был подписан протокол о создании на базе головного завода объединения совместного предприятия по производству современного конкурентоспособного металлообрабатывающего оборудования, гибких производственных модулей и автоматизированных систем. Так было организовано первое СП в станкостроении – компания «Хоматек». Началось строительство новой производственной площадки СП. Открывались большие перспективы развития предприятия.
Затем в стране начались события, которые трагически отразились и на Заводе имени Серго Орджоникидзе и на отечественном станкостроении.
Но мы должны знать и помнить свою историю, историю станкостроения, заводы и людей, которые делали эту историю.
Представляем Вашему вниманию видеоролик о Заводе имени Серго Орджоникидзе.
Информацию о заводе имени Серго Орджоникидзе, воспоминания сотрудников завода о событиях прошедших лет Вы можете посмотреть на сайте : mszo.ru