Так, координатор депутатской группы по связям с парламентом КНР, председатель думского комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов сообщил, что китайские компании готовы разрабатывать, в частности, вопросы в области автомобилестроения, станкостроения, информационных технологий.
По словам депутата, бизнесмены из Поднебесной планируют заполнить производственные ниши, из которых окончательно выходят западные компании. "Часть из них планирует остаться в России и передать свой бизнес российским компаниям. Те же, кто уходит из нашей страны, должны понимать, что их место будет занято", - объяснил Гаврилов. Кого же именно могут заместить?
С таким мнением согласен и президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев. Он напомнил, что по итогам российско-китайского саммита, который прошел 4 февраля этого года в Пекине, наши страны договорились увеличить объем торговли товарами и услугами до 200 миллиардов долларов к 2024 году. При этом председатель КНР Си Цзиньпин обозначил еще больший показатель - 250 миллиардов долларов.
"Задачи о наращивании объемов торговли стоят рутинно, как и практически четверть века, что мы развиваем стратегическое партнерство с нашим соседом. Китай с удовольствием заполнит практически все ниши, которые образуются у нас из-за ухода западного бизнеса. Нам в первую очередь нужны станки, производственное оборудование, и в этом смысле китайские поставщики вполне конкурентоспособны и технологичны. Уверен, мы сможем найти хорошие возможности для сотрудничества", - отметил Санакоев.
Президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич, в свою очередь, отметил, что китайские бренды могут заместить западные в целом ряде промышленных секторов. "В первую очередь замещение коснется продукции легкой промышленности, шин, автозапчастей, авиакомпонентов, химического сырья, используемого в промышленности (например, лимонной кислоты, ПЭТ-гранул и т.д.), промышленного оборудования, а также спецтехники и стройматериалов. Это те категории, по которым у китайских компаний есть конкурентные преимущества", - рассказал он. При этом эксперт уточнил, что часть китайских компаний будет опасаться вторичных санкций, поэтому, в частности, продукция микроэлектроники и полупроводниковой промышленности будет поставляться в Россию в особом режиме.
Эксперты отмечают, что с возможным массовым приходом китайского бизнеса действительно не все так просто. В целом китайские производители сейчас занимают скорее выжидательную позицию. Так, старший преподаватель Кафедры международной политики и зарубежного регионоведения факультета "Школа политических исследований" Института общественных наук РАНХиГС Роман Файншмидт, в частности, напомнил, что крупные китайские компании взаимодействуют с многими государствами, включая страны ЕС и США. Поэтому для них важно оценить риски сотрудничества с Россией - хотя наш рынок для них очень привлекателен, вторичные санкции могут нанести крупным производителям из КНР значительный урон.
В первую очередь замещение западных компаний китайскими может коснуться легкой промышленности, автозапчастей и стройматериалов
Среди сфер, наиболее интересных китайскому бизнесу, можно выделить автомобильный рынок (несмотря на слабые позиции еще несколько лет назад, сейчас китайский автопром имеет возможность нарастить объемы и убедить российского потребителя в качестве своей продукции), бытовую технику, станкостроительную продукцию, грузовики.
Кроме того, по словам эксперта, Китай также может оказаться хорошим подспорьем для российского бизнеса в сферах продукции личной гигиены, медицинского оборудования, электроники и бытовой техники. Помимо этого, у китайских производителей есть ресурсы для замещения химических компонентов, красителей и автомобильных комплектующих.
"Однако вопросы, связанные с комплектующими для авиации, микропроцессорами и полупроводниками последних поколений, Китай может не закрыть ввиду отсутствия возможности развития этих направлений или рисков попадания под вторичные санкции. Сейчас, пока российский рынок еще стабилизируется под санкционным давлением, прагматичные китайцы занимают выжидательную позицию, но как только ситуация на рынке выправится, мы увидим значительное расширение китайской активности", - уверен Файншмидт.
Осторожность в оценках поддержал также китаевед, доцент Высшей школы перевода МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук Константин Батанов. Он отметил, ряд крупных китайских корпораций, особо не афишируя этого, присоединились к санкциям - приостановили свою деятельность в России, затягивают под разными предлогами реализацию проектов и так далее. Кроме того, китайская платежная система UnionPay не стала развивать сотрудничество с российскими банками, попавшими под санкции, некоторые китайские банки, имеющие филиалы в Москве, также фактически поддержали Запад и ввели ограничения в своей работе с россиянами. Батанов также объяснил это прочной интеграцией крупного китайского бизнеса в западную экономику.
"Нельзя ожидать, что мы полностью решим все наши проблемы просто за счёт импорта из Китая. Китай будет поставлять, в первую очередь то, что выгодно ему самому. Это нормально, когда сторона руководствуется своими национальными интересами, и тут трудно осудить китайцев", - отметил эксперт.
Источник: https://rg.ru