* Представлены выводы на основе глубинных интервью с экспертами. Анализ предпосылок и вероятности реализации озвученных трендов — тема отдельного исследования.
Внутри страны главной внутренней рамкой, по меньшей мере на шесть лет вперед, станет «мобилизация». Если призыв около 300 тысяч граждан на военную службу является предметом активного обсуждения в обществе, то вопросу мобилизации в экономике уделяется намного меньше внимания.
Мобилизация в экономике будет неизбежно приобретать черты плановой экономики с применением алгоритмов, в том числе на основе больших данных ФНС. Цель — создание «алгоритма — мобилизатора-социалиста» с сохранением рыночной модели в отраслях, не являющимися стратегическими. План цифровой трансформации экономики, предполагающий в числе прочего создание системы сбора данных для «составления динамических межотраслевых балансов» (утвержден премьер-министром Михаилом Мишустиным в октябре прошлого года) получает шанс быть реализованным, но уже в условиях построения мобилизационной экономики.
Один из ключевых вызовов — недопустимо низкие расходы на НИОКР (один процент ВВП по сравнению, допустим, с США, которые тратят почти три процента своего огромного ВВП, и Южной Кореи с почти пятью процентами). Но простое наращивание выделения средств проблему не решит. Неизбежно встанет вопрос о создании новой системы управления научными исследованиями и внедрения их в производство. Идея (вос)создания Государственного комитета по науке и технике уже активно обсуждается в кулуарах.
С точки зрения геоэкономики, логистическое плечо будет смещаться на Восток (Китай, АСЕАН) и на глобальный юг в целом. При этом Арктика и СМП станут отдельными стратегическими направлениями.
Дистанцированное сосуществование с Европой и США — заявленная цель и желаемая новая геополитическая рамка.
Отношения с Китаем — отдельная рамка, которая выстраивается с большой осторожностью в связи с тем, что для Поднебесной многополярность — переходный период к безусловному лидерству и доминированию в мире.
Наиболее устойчивые внешние и внутренние рамки на период до 2030 года, как подтвердили опрошенные нами эксперты, расположились в порядке убывания следующим образом:
В условиях мобилизации и внешней угрозы лидер бизнеса решает последовательно четыре задачи:
1. Принятие новой реальности
Понять, какие рамки задает новая действительность, помогают стратегические воркшопы с участием внешних экспертов. Чем нетрадиционнее и смелее будет взгляд внешних консультантов, тем больше шансов на то, что 1) «новая реальность» будет приближена к действительности и 2) принятие реальности выразится в конкретном понимании целей и задач для бизнеса.
2. Адаптация бизнеса к новой реальности
Адаптация подразумевает оптимизацию ресурсов и направление их на решение задач, обозначенных в новой стратегии бизнеса. Проблема здесь в том, что «военные CEO» сосредотачиваются на затягивании поясов, упуская большие возможности, которые неизбежно возникают в новой реальности.
Эскимосы сами опрокидывали свои каяки, чтобы высокие волны не сломали им шею. Для того чтобы вынырнуть на поверхность, они применяли так называемый эскимосский переворот, делая под водой гребок коротким веслом. Высший пилотаж для бизнеса в критические времена — не только уметь вовремя сделать такой гребок, но и поймать эту большую волну, встав на ровный киль.
Оптимальный подход в этих условиях — не приступать к разработке стратегии, если не хотите отказаться от своих любимых формул и традиционных подходов. Смелые решения и нестандартные идеи могут оказаться важнее, чем «стратегическое позиционирование».
3. Создание сетки новых (международных) партнерств
Многие игроки, завязанные на традиционные партнерства с Европой и США, оказались в ситуации, когда срочно необходимо создать новые связи с Востоком и Югом. «Новая международность» подразумевает не только создание новых партнерств, но и со временем — ре-интеграцию западных партнеров на своих условиях.
4. Репозиционирование компании
Репозиционирование компании — последнее, но не по значимости — подразумевает не только новое GR- и PR-позиционирование традиционными способами, но и реализацию новых больших амбициозных идей — при малых затратах и огромном эффекте. Какие это могут быть big ideas, зависит от индустрии, рамок и смелости руководства компании.
В новой реальности коммуникации должны занимать центральное место. Необходимо мобилизовать внутренний и внешний контур бизнеса для обеспечения непрерывности развития бизнеса и поиска новых возможностей в экономике, например:
— пересмотр отношений и активизация работы с российскими отраслевыми бизнес-ассоциациями и бизнес-сообществами, в частности: постепенный отказ от сотрудничества с ассоциациями, которые были традиционно наполненными иностранными игроками; создание своих сегментированных отраслевых объединений (например, объединяющих инновационных игроков); запуск отраслевых инициатив — в том числе саморегулируемых (для смягчения неизбежного усиления контроля со стороны государства);
— пересмотр карты внешних стейкхолдеров и генерирование новых инициатив для проактивного взаимодействия с ними (включая регуляторов);
— «внутренние коммуникации» должны быть пересмотрены с повышением доли традиционного личного общения с сотрудниками;
— генерирование «больших идей», в том числе межотраслевых, для развития бизнеса и репозиционирования компании.
На горизонте — масштабные изменения, которые невозможно просчитать, но внешние и внутренние рамки уже известны. Принятие и адаптация к новой реальности должны стать первыми шагами к повышению устойчивости и эффективности бизнеса.