В ТПП РФ обсудили Основные направления политики Минфина России на ближайшие три года
23 ноября 2021 года состоялось заседание по теме «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России на ближайшие три года. Их влияние на развитие промышленности и конкурентоспособность экономики России». Ежегодно Министерство финансов Российской Федерации наряду с проектом Федерального бюджета Российской Федерации готовит Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на ближайшие 3 года. Этот документ мало обсуждается, но фактически определяет, как, сколько государство будет тратить и как наполнять бюджеты разных уровней. Эксперты Совета ТПП РФ обсудили Основные направления политики Минфина России и высказали свои предложения для эффективной работы госоргана.
В ходе заседания выступили: председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин, вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, член Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы РФ Оксана Дмитриева, сопредседатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Антон Данилов-Данильян, председатель Комитета по промышленности и торговле Государственной Думы РФ Владимир Гутенёв, генеральный директор ООО «М.К. Асептика» Ольга Пелехатая, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин, учредитель, директор по развитию компании ВНИТЭП Алексей Коруков, председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза,заместитель министра промышленности и энергетики — начальник управления промышленности Ростовской областиАндрей Атаманцев и др.
По повестке заседания участники обсудили следующие вопросы:
— Способна ли экономика России расти темпами выше 3% уже в 2022 году и сколько это может стоить?
— Способствует ли накопление резервов развитию промышленности? Как Правительство и промышленники предлагают уходить от сырьевой зависимости? — Когда в России начнется снижение налогов? Почему вместо стимулирующего налогообложения до сих пор применяются точечные льготы? — Как долго еще дорогие кредиты будут останавливать внутренние инвестиции? — Почему не работают текущие подходы к борьбе с инфляцией? Как обеспечить рост благосостояния населения? — Живо ли ВТО? Какие дивиденды принесет стимулирование внутренней переработки сырьевых ресурсов по сравнению с тем, что дало соблюдение правил ВТО?
С приветственным словом от имени руководства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации к собравшимся обратился вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, отметивший, что сегодня на заседании предстоит обсудить важный документ Министерства финансов Российской Федерации “Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики до 2022 года», и его влияние на развитие промышленности и конкурентоспособность экономики России.
Вице-президент подробно рассказал о взаимодействии системы торгово-промышленных палат с Минфином России, ФРП, региональными фондами по реализации промышленных проектов в регионах России. Особое внимание было уделено налоговой политике. “Необходимо вести грамотную региональную политику в части предоставления налоговых льгот и преференций. Наша общая цель – способствовать развитию страны, ее инновационному и промышленному потенциалу, через реализацию национальных целей развития”, — отметил Д. Курочкин. Председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкинпредставил подробный анализ документа Минфина, с точки зрения промышленности. «Сегодня мы обсуждаем документ, который задает всю идеологию современной экономической политики нашей страны на ближайшие три года». Он подчеркнул, что Россия имеет все условия для динамичного развития, кроме одного: отсутствует адекватная экономическая политика, которая бы стимулировала развитие реального сектора. «Основная идея документа — накопление денег на зарубежных счетах, в Фонде национального благосостояния. В ближайшие три года, необходимо будет вывести 3 трлн рублей. Это в 300 раз больше, чем тратится на стимулирование модернизации сельского хозяйства», — отметил спикер.
В документе ничего не говорится про преодоление сырьевой зависимости, про стимулирование перерабатывающих отраслей. Не рассматривается вопрос о снижении налогов в России: не называются даже теоретические условия, при которых это может произойти. С точки зрения промышленности налоги снижаться не будут, инвестиции ограничены, энергоносители и сырье дешеветь не будут. “Наглядно видно, что политика Минфина оторвана от интересов реального сектора. Авторы документа закладывают сознательное отставание России. Это противоречит тому, о чём говорит Президент в Стратегии национальной безопасности”— подчеркнул К. Бабкин. Константин Бабкин уверен, для изменения ситуации необходима разумная денежно-кредитная политика, а именно: доступные кредиты, низкие налоги и протекционизм. Только сочетание протекционизма и мягкой денежно-кредитной политики создадут стимулирующие условия для развития экономики. Член Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания России Оксана Дмитриева говорила о том, что политика правительства по отношению к промышленности противоречива. С одной стороны появляются программы поддержки, с другой – налоговая политика и таможенное регулирование нивелируют положительный эффект субсидий. В пример такого положения дел спикер привела проблемы в области компонентной базы. Когда есть задача наращивать собственную компонентную базу, но отменяются ввозные пошлины, что делает российские аналоги заведомо менее рентабельными. Или, например, государство поддерживает авиа- и судостроение. Но в то же время с этого года изменяется налогообложение этой сферы и вводится акциз на цветной металл и жидкую сталь. Таким образом, данные затраты не смогут быть компенсированы никакими субсидиями, отметила Оксана Дмитриева.
Относительно бюджета депутат сказала, что никаких разумных объяснений политике пополнения «кубышки» – нет. «Мало того, что это неэффективный способ наращивания резервов, так ещё и делаются дорогие заимствования, несмотря на профицитный бюджет!», – заключила парламентарий. Сопредседатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Антон Данилов-Данильян отметил, что рассматриваемый документ Минфина России не учитывает мнение бизнеса. Если будут выделены средства на ликвидацию бюджетных дефицитов, экономика только выиграет, считает эксперт и поддерживает п 1.1 решения Совета ТПП РФ: «Необходимо полностью отказаться от реализуемого в настоящее время подхода, который базируется на следовании бюджетному правилу, либо существенно сократить уровень изъятия денег из экономики, повысив объем средств ФНБ, доступных для финансирования проектов в реальном секторе экономики с 3% до как минимум 30%». В свою очередь председатель Комитета по промышленности и торговле Государственной Думы Федерального Собрания России Владимир Гутенёв объяснил решение правительства о введении экспортных пошлин и повышение налогов для металлургов. Скачок внутренних цен на металлопродукцию с конца прошлого года резко повысил себестоимость производства в большинстве отраслей отечественной экономики. По словам Владимира Гутенева, кабмин таким образом решил вопрос с изъятием сверхдоходов металлургов. Кроме того, это остановило рост цен на металлопродукцию и позволило сохранить рабочие места на предприятиях. Учредитель, директор по развитию компании ВНИТЭП Алексей Коруков рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются станкостроители в России. «Российская банковская система токсична для предприятий», – считает спикер. При нынешних кредитных ставках развитие станкостроения просто невозможно. Станкостроения в России почти не осталось, по сравнению с 1990 годом оно сократилось в 167 раз! И чтобы его восстановить, во-первых, нужна политическая воля. Стремясь к развитию российской экономики, надо понимать, что рост её не произойдет без мощного развития станкостроения. Эта отрасль является “системообразующей”. И второе – в станкостроение необходимо вкладывать деньги и создавать условия не хуже, чем в других странах. О том, с чем сталкиваются владельцы малого и среднего бизнеса в условиях кризиса рассказала генеральный директор ООО «М.К. Асептика» Ольга Пелехатая. Отсутствие согласованности между министерствами и ведомствами приводит к хаосу на рынке. «Количество изменений, которое сегодня навалилось на бизнес может привести в процессу, который будет неуправляем», — с сожалением отметила спикер. По словам Ольги Пелехатовой, рост цен на компоненты сегодня вырос на сотни процентов. «Нам необходим контроль цен со стороны Минпромторга на основные сырьевые компоненты». Также спикер призвала обращаться к общественным и отраслевым организациям при принятии любого законодательного документа, касающегося бизнеса. Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин в своем выступлении отметил, что для оценки финансовой политики государства крайне важный показатель — покупательная способность «если этот показатель не растет, то роста экономики нет». Чем больше денег у населения, чем больше совершаются покупок, чем больше средств будет вложено в экономику страны. Следовательно – будет расширяться торговля и производство, появятся новые рабочие места, будет увеличиваться заработная плата. Спикер убежден, для стимулирования спроса денежные средства должны находиться не в фондах, а должны быть вложены в стимулирование экономики. «Сегодня объем рынка легпрома — 4,2 трлн рублей. В качестве помощи от государства мы получаем 2 млрд рублей». Ситуация, сложившаяся в легкой и текстильной промышленности страны, требует срочных и комплексных государственных решений по поддержке отрасли. Тем более что она остаётся среди градообразующих не менее чем в трети субъектов Федерации. «Нам надо прекратить “приседания вокруг ВТО”, а заняться своей экономикой», — убежден Андрей Разбродин. Председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, член Совета Владимир Гамза говорил о том, что объём инвестиций в основной капитал является показателем экономического роста. Вся денежная полная масса у нас в стране сегодня 114 трлн рублей. А объем инвестиций всего 18 трлн рублей. Мы —- страна-кубышка. Вся проблема в том, что у нас нет инвестиций. Заместитель министра промышленности и энергетики — начальник управления промышленности Ростовской областиАндрей Атаманцев рассказал о реализации промышленной политики в Ростовской области, которая направлена не только на наращивание производства, но и на продвижение продукции. Индекс промышленного производства в РО занимает лидирующие позиции и составляет 111,6%, в то время как в целом по РФ — 107,4%. Область занимает 8 место по темпам экспорта товаров среди российских регионов. В ходе заседания Совета выступили руководители предприятий из Москвы, Орла и Ростова. «Мы обсудили документ и выявили его странности. Например, о выводе денег в «кубышку», которая находится вообще за рубежом», — подвёл итоги заседания глава Совета. По его словам, наша экономика «жива и жаждет развития». «Однако экономическая политика оторвана от нужд реального сектора. Финансовый блок правительства не видит необходимости снижения налогов, ключевой ставки, необходимости длинных кредитов для бизнеса. Мы приглашали представителей Минфина на заседание, но ответа не получили. И это тоже указывает на оторванность финансового блока от профессионального сообщества и производственного сектора», – резюмировал Константин Бабкин. Предложения, выработанные на заседании, будут направлены в Минфин России и другие профильные ведомства.