Кластерное развитие

КУРС НА ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В КЛАСТЕРЫ ПРИНЯТ В РЯЗАНСКОМ РЕГИОНЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ТОМУ НАЗАД. О ТОМ, КАКИХ УСПЕХОВ УДАЛОСЬ ДОСТИЧЬ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ, КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ И ТОЧКИ РОСТА ПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ, РАССКАЗЫВАЕТ РУКОВОДИТЕЛЬ ЦЕНТРА КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ АНО «АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ И КОМПЕТЕНЦИЙ»

МАКСИМ ЖДАНОВ.


Начнем со статистических данных: сколько и каких кластеров создано в Рязанской области?

– К решению задачи формирования кластерных объединений в регионе приступили в 2018 году. На сегодняшний день их пять: Рязанский инженерно-производственный кластер «Детских и потребительских товаров», уже вошедший в реестр промышленных кластеров Минпромторга России, «Станкоинструментальный кластер» и кластер «Электронные приборы и оптоэлектроника»; в 2020 году начали свою работу кластер «Строительных материалов» и «IT-кластер».


В начале этого года Центр кластерного развития стал структурным подразделением «Агентства развития производственных систем и компетенций», хотя ранее был самостоятельным институтом. Как-то изменились ваши цели и задачи в связи с этим?

– В целом миссия Центра осталась прежней: оказание содействия промышленным предприятиям в кластеризации, установлении и развитии кооперационных связей между участниками уже действующих объединений, привлечение в их состав новых компаний. Наша команда работает с 84 рязанскими предприятиями, объединенными в составе пяти кластеров, которые я упомянул. Мы заняты выявлением и полным сопровождением возможных совместных инвестиционных проектов среди участников кластеров, координируем их взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, различными институтами развития, а также предоставляем действующие меры государственной поддержки. Начиная с 2020 года в наши полномочия вошло, в том числе, предоставление мер финансовой поддержки. Кроме того, наш Центр является администратором электронной площадки производственной кооперации промышленных предприятий региона «Поток62», заслуживающей отдельного разговора (см. стр. 14).

Сам факт вхождения Центра кластерного развития в состав «Агентства развития производственных систем и компетенций» значительно активизировал нашу работу. Агентство в целом занимается продвижением мер господдержки, их популяризацией и разносторонней мотивацией предприятий к их использованию. Стараясь соответствовать основному принципу деятельности Агентства – эффективной работе на результат, за несколько месяцев совместной работы мы, в частности, максимально упростили порядок включения новых членов в уже действующие кластеры, помогли решить кадровый вопрос для предприятий – участников кластера «Электронные приборы и оптоэлектроника»: в Рязанском государственным радиотехническим университете им. В. Ф. Уткина уже с этого года открывается соответствующая специальность.


Какие выгоды и перспективы появляются у предприятий – участников промышленных кластеров?

– Вступая в промышленные кластеры и выстраивая кооперационные цепочки, предприятия повышают, в первую очередь, свою конкурентоспособность. У большинства компаний-участников есть перспективные бизнес-идеи и готовность претворить их в жизнь, однако самостоятельно сделать это бывает непросто, а в кооперации с другими предприятиями, которые могут, например, создать комплектующие или материалы, необходимые для успешной реализации проекта, это становится возможным. Центр кластерного развития выступает в роли агрегатора запросов предприятий на различные компетенции, как производственные, так и образовательные. В качестве примера могу привести последние проекты, над которыми идет работа. Предприятия – участники Рязанского инженерно-производственного кластера «Детских и потребительских товаров» трудятся над созданием новых видов автокомпонентов, а успешная кооперация внутри станкоинструментального кластера привела к созданию и производству уникального станка с цифровым управлением «Т-СМАРТ».


На какую конкретно поддержку могут претендовать предприятия, вступив в тот или иной кластер?

– Помимо всего перечисленного выше, Центр кластерного развития оказывает содействие предприятиям – участникам кластеров в представлении своей продукции на российских и международных выставочных площадках, в выводе их на рынок и сертификации. Сотрудники Центра организуют обучающие тренинги, семинары, курсы повышения квалификации. Мы входим в состав Ассоциации кластеров и технопарков России, которая объединяет промышленные кластеры всех регионов страны. Эта структура – связующее звено между ними и федеральными органами государственной власти. Таким образом, участники кластеров получают возможность через Ассоциацию решать возникающие вопросы в профильных и федеральных министерствах и ведомствах. Участники кластеров, включенных в реестр Минпромторга России, – у нас это инженерно-производственный кластер «Детских и потребительских товаров», – имеют право на федеральные меры поддержки. Однако в начале 2019 года действие постановления Правительства РФ, регламентирующее получение промышленными кластерами субсидий из федерального бюджета, было приостановлено. Сейчас на уровне Правительства РФ принято решение возобновить поддержку. Мы с большим воодушевлением восприняли это известие.


Можете ли вы сказать, что действующая на данный момент нормативно-правовая база для создания в регионе промышленных кластеров и условий их успешного развития исчерпывающая? Обычно именно этот фактор играет роль в замедлении любых позитивных процессов, когда практика опережает ее формальное описание.

– В начале 2018 года, когда был создан Центр кластерного развития, формирование кластеров в регионе только стартовало. Мы начали с изучения опыта других субъектов и анализа федеральных нормативных актов, регулирующих эту сферу. На том этапе нам предстояло донести до предприятий саму идею перспективности объединения в кластеры. Тогда усложнять работу введением нормотворческих документов, требующих времени для подготовки и принятия, мы не стали. Было принято решение для начала пойти по пути объединения промышленных предприятий по отраслевому признаку без установления дополнительных ограничений. Такой подход позволил довольно быстро достичь намеченного, то есть убедить руководство предприятий объединяться и совместно решать общие задачи на взаимовыгодных условиях. Анализируя итоги нашей работы за несколько лет, ситуацию в других регионах, наконец, получив опыт в предоставлении мер поддержки участникам наших кластеров, мы не исключаем, что в конечном итоге требования к промышленным кластерам будут закреплены в нормативно-правовых актах. Но это явно случится не завтра. Особенно принимая во внимание непростую экономическую ситуацию в стране и в мире в целом.


Есть ли в регионе единая программа развития кластеров? Каковы ее ориентиры?

– Разработка общей кластерной программы была бы далека от конкретики. Мы ориентируемся на реальную экономическую ситуацию в регионе, динамику и перспективы отраслевого развития, специфику конкретных предприятий. Поэтому мы пошли по пути создания программ развития каждого кластера с учетом перечисленных факторов. Для трех из пяти кластеров эта работа завершена, для кластера строительных материалов и недавно созданного кластера IT-сферы – еще продолжается.


Видите ли вы основания для создания в регионе новых кластеров?

– Безусловно. Диверсифицированность регионального промышленного сектора дает все основания продолжать работу. Мы уже ведем переговоры с потенциальными участниками нового кластера, надеемся, что о его создании мы сообщим в ближайшее время.

                                                                                                                                Мария Зайцева