2023-01-25 12:15

«Внутренний рынок не спасет»: почему компаниям не стоит сворачивать экспорт



«Рынок считается самодостаточным, если население страны 350-400 млн человек. А в России — около 148 млн. Поэтому внешний рынок нужен производителям».
Не надеяться на экспорт и сконцентрироваться на внутреннем рынке. Такую стратегию сейчас выбирают некоторые руководители предприятий региона. И если для металлургов такая схема, скорее всего, будет эффективна, то для представителей других отраслей — навряд ли.

Поэтому даже в ограниченных условиях важно искать новых покупателей, считают эксперты. Например, в Индонезии, Аргентине и ЮАР. Что готовы поставлять в эти страны южноуральские производители, почему одна поездка заменяет десятки онлайн-переговоров, как в регионе изменилось соотношение экспорт-импорт? Об этом говорим с президентом Союза «Южно-Уральская торгово-промышленная палата», исполнительным директором Российско-Узбекского делового совета Федором Дегтяревым.

Новые реалии — новые рынки. Восток, где много дружественных стран, станет основным направлением будущих бизнес-миссий?
— Да, мы ориентируемся на Восток, Среднюю и Центральную Азию. Одних возможностей мы лишились — ищем другие.

Насколько мне известно, внешнеторговый оборот Челябинской области упал на 20%. Чтобы его восстановить, необходимо время и новые партнеры. Задача бизнес-миссий их найти.
Поэтому интерес у предпринимательского сообщества к поездкам вырос. Что еще важно — активизировалось межрегиональное сотрудничество. Наших бизнесменов в этом году ждут в Краснодаре, Красноярске, Ставропольском крае, Иркутске. Недавно получил предложение организовать бизнес-миссию в Анапу. Там хотят показать отели, чтобы предприятия отправляли отдыхать сотрудников к ним. Думаю, что и туда поедем.

Вы упомянули про важность межрегиональных связей. Возможно за счет увеличенного спроса на внутреннем рынке компенсировать просадку на внешнем?
— Не всегда. Например, металлургию спасут масштабные инфраструктурные проекты внутри страны.

Но рынок ведь считается самодостаточным, если население страны 350-400 млн человек. А в России — около 148 млн. Поэтому внешний рынок нужен производителям.
И выйти на него помогают бизнес-миссии, которые остаются эффективным инструментом для развития продаж.

В этом году запланированы деловые поездки в Индонезию, Аргентину. Это страны-новички для нашего региона в плане деловых контактов? 
— Не все новички. В Индонезии много лет назад мы уже были. В этом году делегация снова отправится в Джакарту, чтобы принять участие в промышленной выставке, где уже запланированы переговоры с представителями местного бизнеса. В марте состоится масштабный визит российской делегации под эгидой Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в Индию. Далее — центрально-азиатский «Иннопром» в Ташкенте, где будут представлены все промышленные регионы России. В течение года бизнес-миссии направятся в Беларусь, Таджикистан, дважды планируются поездки в Казахстан, еще одним направлением станет Южно-Африканская республика. Все поездки мы формируем на основе опроса предприятий.

Кроме представителей пищевой отрасли, кому еще интересен рынок Индии, ЮАР?
— Производителям военной и дорожно-строительной техники. Ведь странам Азии и Востока важно иметь возможность купить подешевле. А нам важно не только продавать, но и создавать в этих странах сервисные центры. Если они появятся, будет и дальнейший спрос на продукцию наших предприятий.

Два раза делегация Челябинской области ездила в Беларусь в прошлом году. Что смотрели?
— К нашему большому удивлению, оказалось, что там хорошо развито станкостроение. Только в Гомельской области — 5 заводов. А где теперь предприятиям брать станки? Поэтому мы организовали визит представителей крупных предприятий (АЗ «Урал», ЧТЗ, радиозавод «Полет») в Беларусь, показывали эти заводы.

Визиты прошлого года успели перерасти в заказы, договоры о сотрудничестве?
— После поездок мы фиксируем намерения о сотрудничестве. По итогам прошлого года их около сотни. Большой интерес проявляют к нашим производителям приборов учета. На «Метране», где раньше занимались сборкой оборудования, приостановили деятельность из-за смены владельца. Но у нас есть Группа приборостроительных компаний «ИТеК ББМВ», где в два раза увеличили производство в прошлом году. («ИТеК ББМВ» — разработчик и производитель контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации для нефтеперерабатывающей, газодобывающей, энергетической отраслей промышленности. — Прим. ред.). Настолько высокий спрос сейчас. На это предприятие приезжали представители «Газпрома» и «Транснефти». Ведь кто-то в новых условиях теряет работу, а кто-то, наоборот, только выигрывает.

У Южно-Уральской торгово-промышленной палаты были представительства в Китае и Казахстане. Они сохранились?
— Да. Мало того, Российская торгово-промышленная палата сохранила представительство даже в Германии. Казалось бы, недружественная страна, поставок между странами нет. Но есть потребность в контактах у представителей немецкого бизнес-сообщества. Какая бы политическая обстановка не была, отношения между бизнесом остаются.

 Как выглядело соотношение экспорт-импорт в регионе до 2022 года?
— Если оценивать динамику экспорта за последние годы, то в показателях товарооборота страны удельный вес Челябинской области в объеме экспорта в 2020 году составил – 1,2% (импорта – 1,1%), в 2021 году – 1,5% (импорта – 1,2%).

Когда экспорт превышает импорт — это показатель здоровой экономики региона. Но в 2022 году произошло сокращение торгового сальдо: причина понятна — уменьшение поставок южноуральской продукции в конкретные страны дальнего зарубежья.
Сейчас продукция предприятий региона направляется в Казахстан, Узбекистан, Египет, Китай, Беларусь. Импорт к нам идет практически из тех же стран. И тут большим подспорьем был бы ТЛК «Южноуральский». И губернатор Алексей Текслер сейчас максимум усилий прилагает, чтобы центр заработал. Местоположение торгово-логистического центра дает возможность переориентировать часть контейнерных перевозок в наш регион, привозить из Казахстана товары по параллельному импорту и потом распределять их по всей России. Сейчас самые благоприятные условия для запуска этого проекта.

На базе ЮУТПП два года назад был создан клуб экспортеров. Чем он полезен для предпринимателей?
— Клуб создан по инициативе Правительства Челябинской области, чтобы слышать мнение предпринимательского сообщества. Ведь по тем мерам поддержки экспортеров, которые сейчас существуют, важно получать обратную связь. Поэтому клуб — дискуссионная площадка. И, конечно, мы учим экспортировать: рассказываем, как вести бизнес в определенной стране, в чем особенность рынка, законодательства, менталитета. Ведь личный контакт ничего не заменит. И надо грамотно его выстраивать.

Кто вам помогает продвигать продукцию региональных предприятий на мировые рынки, как находите подрядчиков в других странах?
— Связи — наше все. ЮУТПП – составляющая всемирной системы палат, поэтому партнеры есть в любой стране мира. Мы формируем задачи и обозначаем результат, который хотим видеть от поездки, передаем принимающей стороне. Для каждого участника бизнес-миссии должны найти не менее пяти потенциальных клиентов. Мы за этим требованием строго следим.

Традиционные экспортные товары для нашего региона — металлы и продукты питания. Расклад сил не меняется? Возможно, доля продуктов во внешнем товарообороте растет?
 — Пока нет. 80% экспорта — по-прежнему металлы и изделия из них. Оставшиеся 20% — техника, оборудование, продовольственные товары, минеральные продукты и текстиль. Компании-лидеры по экспорту продуктов питания — «Макфа», «Союзпищепром», «Ура Кондитеры», «Здоровая Ферма».

В Китае, например, пользуются спросом каши торговой марки «Увелка», семечки «Джинн» от компании «Смарт», также мясо птицы и субпродукты.

К нам часто приходят запросы на поставку химикатов, конопляного и льняного масла. Перспективным для региона остается экспорт приборостроения и наукоемкой продукции.

Источник:  https://chel.dk.ru