Завод «Красный пролетарий». Помним. Гордимся.

Представляем Вашему вниманию видеоролик о заводе «Красный пролетарий», одном из старейших и ведущих предприятий станкостроения СССР, уникальном по масштабам производства и оснащённости технологического процесса специализированным высокопроизводительным оборудованием. В видеоролике показана технология производства конкретных деталей, узлов, сборка станков от начала до конца, подчеркивается, что качество станков обеспечивается конкретными специалистами этого предприятия.

История завода:
Основание завода
Завод был основан в 1857 году. Начало заводу положила мастерская, открытая в Замоскворечье, на Щипке, сыновьями служащего Ивана Бромлея - англичанина, принявшего русское подданство выходца из Ганновера - Эдуардом Ивановичем (род. 1830) и Фёдором (Фридрих) Ивановичем (род. 1838). Первой продукцией, выпускавшейся на заводе, были топоры, пилы, молотки, серпы и косы. В деревянном сарае на Щипке были установлены токарный станок с ручным приводом, кузнечный горн и слесарный верстак.
В 1863 ручной привод в мастерской заменен 12-сильной паровой машиной, количество работающих увеличилось к этому году до 100 человек. В 1864 у Калужской заставы братья Бромлей приобрели участок земли площадью 10,5 га, на котором расположен двухэтажный каменный корпус и небольшой деревянный дом. А в 1865 году владельцы завода ходатайствуют перед московским генерал-губернатором о разрешении на постройку новых зданий.
В 1864 году Бромлеи для расширения производства приобрели у Калужской заставы напротив Нескучного сада земельный участок площадью 10,5 га, где к началу 1870-х годов возвели два больших двухэтажных корпуса. В 1878 году были построены сборочные мастерские.
К 1870 году на заводе работало уже около 500 человек. Завод стал производить строгальные станки для своих механических мастерских. На Всероссийской промышленной выставке в Санкт-Петербурге в этот год сверлильные и строгальные станки производства этого завода были удостоены золотой медали. А в 1872 заводские станки по обработке металла получают серебряную награду на Московской промышленной выставке.
К 1882 году на заводе был расширен выпуск разнообразных моделей – выпускались токарные станки для обточки вагонных колес, расточные, сверлильные и строгальные станки. На Всероссийской художественно-промышленной выставке продукция завода была широко представлена и отмечена высокой наградой - Государственным гербом. Братья Бромлей начинают получать крупные заказы на поставку оборудования для мастерских на строящейся Великой Сибирской магистрали, что требовало расширения производства, постройки новых корпусов для литейного и механического цехов.
К концу XIХ века завод располагал производственной площадью 15 тысяч квадратных метров, 350 металлорежущими станками, 70 подъемными кранами, 3 паровыми машинами. Число рабочих достигло 1100 человек. Кроме станков, завод начал изготовлять паровые машины до 12 лошадиных сил для крестьянских мельниц с рассрочкой платежа на 2-3 года, выпускал технику для лесопилок. В это же время завод акционируется, главным пайщиком становится Русский банк для внешней торговли, но при этом братья Бромлей остались совладельцами завода. Акции "Общества механических заводов Бромлей" высоко котировались на биржах. Новое правление предприятия также начало проводить техническое перевооружение, размещать крупные заказы за границей.
На Всемирной выставке в Париже в 1900 году паровая машина тройного расширения, с помощью которой приводились в движение экспонаты одного из разделов выставки, удостоилась Большой Золотой медали.

Московский станкостроительный завод в начале XX века
В 1904 году был освоен выпуск насосов с керосиновыми двигателями, которыми оснащался нефтепровод Баку-Батуми.
В 1910 году завод увеличивает объемы производства за счет выполнения заказов, поступавших от железных дорог, а также за счет растущего спроса на двигатели.
Собрание акционеров в 1913 году поддержало предложения Правления общества о выпуске дополнительного количества акций и новой реконструкции завода. Было также намечено сократить номенклатуру продукции и создать мощности для выпуска тяжелых металлорежущих станков.
В 1914 году завод переключается на работу для нужд обороны. Основной продукцией становятся станки для обработки снарядов, шанцевый инструмент и двигатели. Количество рабочих приблизилось к 3 тысячам.
В 1917 году "Общество механических заводов братья Бромлей" попадает в сложное положение – оборудование нуждалось в замене, на банковском счету денег фактически не было, завод работал с перебоями. Численность рабочих к лету 1917 года сокращается до 1914 человек. Рабочие завода участвуют в Октябрьских вооруженных боях.
В ноябре 1918 года завод национализируется и получает новое название "Государственный машиностроительный завод №2".
В 1919 году завод перешел на самообеспечение металлом и электроэнергией. В цехах были установлены дополнительные двигатели, вырабатывающие электроэнергию. Но завод переживает тяжелое для всей страны время – из станочного парка используется лишь треть, численность рабочих сократилась до 800 человек. А к 1921 году на заводе остается около ста человек.
В 1922 году по просьбе рабочих получил название «Красный пролетарий», стал специализироваться на выпуске металлорежущих станков и двигателей внутреннего сгорания.
В 1923 году заводом были получены государственные дотации на продукцию, нужную крестьянам, а крестьянам выдается дешевый кредит на приобретение промышленной продукции. Осваивается выпуск лесопильных и обрезных машин. Начинается реконструкция с переходом на поставки литья с других заводов. А к 1926 году был достигнут довоенный уровень производства, началось строительство новых цехов. Проектируются универсальные токарные станки ТН-10ТН-15ТН-20. В цехах работают уже 1163 человека.
На станках ТН-15, ТН-20 выпуска 1923 года имелся ступенчатый шкив плоскоременной передачи, сплошной шпиндель, механизм подачи со сменными зубчатыми колесами и небольшой коробкой передач. ТН-20 приводился в действие трансмиссией от общецехового двигателя и имел мощность 3,2 кВт.
В 1930 году было принято решение о разработке нового станка токарного, стандартного, сокращенно ТС. Несколько позже его переименовали в ДИП – «Догоним и перегоним», по главному лозунгу первой пятилетки. В качестве прототипа был избран токарно-винторезный станок немецкой фирмы VDFДИП-200 был вдвое мощнее станка ТН-20. Главный привод осуществлялся от отдельного электродвигателя мощностью 5,6 кВт. ДИП мог давать от 12 до 600 оборотов в минуту, что подходило для очень широкого спектра операций. Станок лучше всего подходил для мелкосерийного производства, ремонтных и инструментальных мастерских, которые имелись на всех заводах. В апреле 1932 года началась подготовка выпуска первой партии станков ДИП.
25 апреля 1932 года был собран и опробован первый советский ДИП. К концу 1932 года было выпущено 25 ДИПов.
В 1933 году производство дизелей передается в Воронеж, станков ТН-15 – на Средневолжский станкостроительный завод. Ежемесячный выпуск станков доходит до 300 штук.
В 1934 году осваивается выпуск станков ДИП-300ДИП-400ДИП-500. Впоследствии производство этих станков было передано на Рязанский станкостроительный завод. Производство станка ДИП-500 было, также, передано на Коломенский завод тяжелых станков КЗТС.
В 1935 году ставится новая задача – создать производство вертикальных полуавтоматов, мелкосерийное производство которых началось три года спустя.

В начале 1942 года часть оборудования возвращается в Москву, и в апреле изготовлены первые 25 станков, в августе — 205, в октябре — 240. За год выпущено 1442 станка. И это одновременно с выпуском мин (в среднем до 75 тысяч в месяц). Во время войны было спроектировано и выпущено 14 новых типов станков для авиационных, артиллерийских и танковых заводов.
В 1944 году впервые в мировой практике станкостроения на заводе внедрена конвейерная сборка станков. Выпуск доводится до 500 штук в месяц.

Московский станкостроительный завод Красный пролетарий в послевоенные годы
В послевоенные годы создаются тяжелые токарные станки для обточки вагонных и паровозных осей. Оказывается содействие Рязанскому и Тбилисскому станкозаводам в освоении станков. Завод также налаживает конвейерное производство детских колясок.
В 1948-1953 годы завод переходит на выпуск станка 1А62, создаются специальные станки по обработке дисков и лопаток авиационных турбин, проектируются и изготавливаются автоматические линии по производству каркасов железобетонных колонн, применяемых в массовом жилищном строительстве.
В 1949 году без остановки производства осуществлен переход на поточное производство токарного станка 1А62. Наряду с выпуском серийных станков коллектив завода освоил производство прецизионных станков, вертикальных многошпиндельных полуавтоматов.
С 1951 года завод носит имя А. И. Ефремова — министра станкостроения СССР в 1941—1949.
В 1954 году был изготовлен опытный образец станка 1К62, серийное производство которого было запущено в 1956 году.
В 1956 году завод перешёл на крупносерийный выпуск нового станка 1К62. За последующие 18 лет, в течение которых они изготавливались, было выпущено 202 тысячи таких станков.
В 1960 году начинается строительство корпуса вертикальных полуавтоматов.
В 1966—1970 годы освоен и запущен в серийное производство вертикальный восьмишпиндельный полуавтомат модели 1К282, выпущен целый ряд принципиально новых моделей специальных станков, освоено также серийное производство станков с числовым программным управлением.
В 1971 году была изготовлена опытная партия станков 16К20, в 1972 году на Лейпцигской ярмарке станок 16К20 был удостоен золотой медали.
В 1972—1973 годы проводилась реконструкция завода в связи с выпуском новой модели станка 16К20. Осваивается серийное производство этих станков, на базе этого станка создаются станки с ЧПУ и различные специальные станки. К концу года с конвейера сходит до 1000 таких станков в месяц. На экспорт отправляется около 10 процентов.
На заводе имеется 3 вида производства:
·        крупносерийное - универсальные токарные и прецизионные станки, а также станки с числовым программным управлением
·        серийное - вертикальные многошпиндельные полуавтоматы
·        мелкосерийное и единичное - специальные станки различных моделей главным образом для автомобильной и тракторной промышленности
В 1973 году объём реализованной продукции увеличился по сравнению с 1960 почти в 3 раза. Значительное количество станков экспортируется в социалистические и капиталистические страны. Завод участвует в международных выставках, имеет дипломы и медали.
в 1983 году на заводе был осуществлен переход на серийный выпуск станков с ЧПУ. Началась их сборка на конвейере. А к 1985 годовой выпуск станков с ЧПУ был доведен до 5600 штук.

Московский станкостроительный завод Красный пролетарий в наши дни
В 1991 году падает спрос на станки с ЧПУ и происходит постепенный возврат к производству на заводе универсальных станков типа МК6056.
В 1992 году завод был реорганизован в акционерное общество открытого типа.
в 1993 году производство станков сокращается, количество работников уменьшается до 4373. В 1994-1997 гг. кризис нарастает. За 1994 г. было выпущено всего 1187 станков, в 1995 г. – 888, а в 1996 г. – лишь 350. Численность рабочих сократилась до 1653 человек в 1996 г.
В 1999 году завод перебазируется в Новые Черемушки, перевезено почти 300 единиц лучшего, наиболее работоспособного оборудования. Конструктора и технологи получили новые рабочие места на базе современных персональных компьютеров. Развернуты работы по внедрению системы управления качеством на основе международных стандартов. Выпущено 99 станков, в том числе 1 с ЧПУ. В 2000 году было закончено перебазирование производства и концентрация его в Новых Черемушках. В этот год было выпущено 164 станка, в том числе 30 с ЧПУ. Выручка от реализации основной продукции увеличилась вдвое. Возросла численность основных рабочих.
К 2001 году выпуск станков увеличился на 50 процентов. Завод обеспечил почти четвертую часть внутреннего рынка страны по токарным станкам. Началось возрождение прецизионного направления. На выставке "Машиностроение" в Сокольниках было показано четыре станка, каждый из которых либо содержал новинку, либо сам по себе был новинкой.

 «Красный пролетарий» - это один из лидеров советской станкостроительной индустрии, поставивший для нужд народного хозяйства СССР, а также зарубежным потребителям, большое количество разнообразных токарно-винторезных станков, одна из моделей которых - 16К20 -  является легендарной и в данное время нередко служит эталоном при определении техническими специалистами таких качеств, применяемых к токарным станкам, как надежность, простота эксплуатации, ремонтопригодность и технический ресурс (на некоторых предприятиях возраст эксплуатируемых станков 16К20 давно перешагнул отметку в 40 лет). Масштабы производства станков на заводе "Красный пролетарий" действительно поражают. В лучшие годы с конвейера сходило до 1000 станков в месяц, на экспорт отправлялось около 10 процентов. 

По мнению многих специалистов, лучшего предприятия по оснащению, чем «Красный пролетарий», в стране не было. Это было предприятие экологически чистое, наукоёмкое. Завод был не просто производителем станков, а серьёзным технологическим кластером. Объёмы выпуска станков на экспорт в то время, а также признание на международном уровне (например, завод неоднократно удостаивался золотой медали на Лейпцигской ярмарке) показывают уровень нашего советского станкостроения, что не может не вызывать гордость за наше прошлое.



https://youtu.be/UkWi0CGYIRI
История отечественного станкостроения. Заводы, события, люди.