При этом для аренды, как ожидается, будет доступно оборудование различных предприятий, пояснил “Ъ FM” руководитель департамента проектного управления и цифровой трансформации «Трансмашхолдинга» Максим Лаухин: «Это некая онлайн-платформа, на которую имеет доступ заказчик и изготовитель. То есть это возможность свести между собой участников, которые получат соответствующий сервис по поиску под конкретный заказ исполнителя.
Последний сможет его выполнить в нужные сроки и с соответствующей экономикой. Участники могут быть разные из разных компаний, то есть мы видим эту историю как потенциально интересную для достаточно широкого круга машиностроительных компаний. На чем строится наша бизнес-идея? В первую очередь на возможности использовать уникальное производственное оборудование.
Не секрет, что сейчас из-за санкционного давления компании в России столкнулись с тем, что станочное оборудование либо невозможно закупить, либо сроки достаточно долгие и непрозрачные.
В каких-то случаях в принципе невозможно получить ту или иную единицу оборудования. Второй момент — есть возможность дозагрузить те единицы, которые есть у нас и у машиностроительных компаний России. Будут использоваться рабочие того предприятия, на котором размещается заказ и, соответственно, оборудование. Перед этим необходимо будет удостовериться, что данное все в состоянии выполнить заказ — провести технологический аудит».
О сроках завершения проекта, а также о возможных тарифах пока говорить преждевременно, уточнили “Ъ FM” в «Трансмашхолдинге». Сейчас этими вопросами занимается рабочая группа. При этом свою идею «Трансмашхолдиг» озвучивал еще несколько лет назад и обращался за помощью к Торгово-промышленной палате, рассказала “Ъ FM” ее вице-президент Елена Дыбова. По ее словам, у сервиса шеринга станков есть будущее, однако вопрос в том, как задумка будет реализована:
«У них есть значительная часть оборудования, которое простаивает, потому что загрузка для своей собственной производственной программы составляет только десять часов в неделю. А все остальное время просто нет возможностей его использовать. Тогда было предложено, чтобы мы помогли им найти партнеров. Поэтому первое — тема сама по себе очень правильная, вопрос: как это будет организовано, кто и как будет оплачивать, какая экономика процесса? Оборудование дорогостоящее, плюс амортизация, ремонт».
На фоне антироссийских санкций идея с шеринг-сервисом выглядит актуальной и своевременной, считает председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. Однако такое решение он видит исключительно экстренным: «Если речь идет о стандартных сверлильных, шлифовальных, отрезных станках, то такие еще есть в наличии. Если же о точных, многокоординатных станках, способных обрабатывать детали крупного веса или размера, здесь во многом ситуация зависит от того, как это будет организовано.
В принципе в мире производство шеринг-станков несильно развито. И доступ к нему может быть только на основе их использования специалистами, закрепленными за этим оборудованием весьма высокого класса. У нас используется более 50% иностранных технологий. В остатке от Советского Союза еще кое-что имеется, но это требует доработки, дооснащения — сделать это возможно. У нас есть вариант поставлять станки из Азии, но это будет на такой большой объем и не лучшее качество.
В целом отрасль станкостроения очень сложная, является базовой и развивает экономику любой страны. Укреплять эту отрасль исключительно на основе инициатив предпринимателей у нас на сегодняшний день не получится.
Нужна глобальная государственная программа, в которой власть будет главным организатором увеличения парка станков страны и главным источником финансирования.
По информации СМИ, помимо «Трансмашхолдинга», в проекте участвуют «Станкоремсервис» и пять неназванных крупнейших российских холдингов из разных отраслей.